Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты остаются незаменимым инструментом для многих людей, когда дело касается решения разнообразных проблем или достижения заветных целей. Кто-то пользуется банковскими услугами, чтобы приобрести собственное жилье или новый автомобиль, а кто-то решает взять кредит на отдых в экзотических местах или на организацию праздника. Однако, любое кредитное обязательство подразумевает его погашение. В противном случае, за несоблюдение договорных обязательств, в дело могут вмешаться коллекторские агентства. Чего можно ожидать от коллекторов и что они делают, вы найдете в данной статье.
Криптовалютные фильмы и сериалы сформировали у многих наших соотечественников негативный образ коллекторов. Однако, это далеко от истины. ФЗ-230 или "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" регулирует права и обязанности коллекторов. Закон был принят в 2016 году, и в настоящее время действует последняя редакция от 1 января 2017 года. Он установил балансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками, и не ограничил их права, а, наоборот, сделал их полноправными участниками финансового рынка.
Что имеют право делать коллекторы? Основная их миссия - предъявлять требования к заемщику по возврату просроченной задолженности. Коллекторы имеют право связываться с должником по разным каналам связи, включая электронную почту, текстовые сообщения и личные встречи. Однако, вне зависимости от выбранного способа коммуникации, коллектор обязан назвать свое полное имя и агентство, где он работает. Кроме того, он также должен предоставить контакты для обратной связи, реквизиты банковского счета для зачисления выплат, а также ОГРН и ИНН своей компании.
Помимо этого, по закону коллекторы не могут применять никакие виды физического и психологического давления, передавать персональные данные должника третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме кредита. Им также запрещено требовать долг с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Многих интересует, могут ли коллекторы звонить родственникам или друзьям должника. Если эти люди являются поручителями по кредиту, задача коллекторов - донести до должника информацию о существовании долга, а также о готовности кредитора обсудить условия погашения. Однако, обзвон третьих лиц законен только в том случае, если должник дал согласие на звонки своему окружению или самостоятельно оставил контакты третьих лиц в кредитном договоре.
Когда же коллекторы имеют право звонить? По закону, звонки должны проходить в будние дни с 8 до 22 часов и в выходные и праздничные дни - с 9 до 20 часов. Коллекторы могут звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если вы столкнулись с нарушением этих правил со стороны коллекторов, вы можете обратиться в суд и защитить свои законные интересы.
Почему именно коллекторские агентства имеют дело с должниками, а не банки?
Существует две основные причины:
1. Банки заключают договора с коллекторскими агентствами для взыскания долга, когда клиент задолжал сумму кредита в течение нескольких месяцев. В этом случае коллекторы выступают в роли посредников, заключая агентский договор с банком, чтобы помочь ему получить свои деньги.
2. Если должник не сможет выплатить долг в течение года, банк может продать долг коллекторскому агентству. Для должника это означает лишь смену кредитора, но все его обязательства перед бывшим банком останутся. При этом коллекторское агентство начинает взыскивать задолженность со всеми процентами и пенями.
Если должнику был продан долг, то он может узнать об этом от представителей коллекторского агентства через телефон или письменное уведомление. Банк обязан уведомить заемщика о продаже долга в официальном письме и указать сумму задолженности и проценты. Перед началом выплат должник может убедиться в наличии у коллекторского агентства свидетельства ФССП, что подтверждает законность деятельности коллекторов.
Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Не стоит паниковать. Отдать долг все равно нужно, но условия выплат зависят от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают адекватные и вежливые сотрудники, которые понимают, что финансовые трудности могут случиться у каждого. Поэтому наилучшим вариантом будет рассказать коллектору о своей финансовой ситуации и вместе разработать план выплат. Схема, предложенная коллектором, может быть более выгодной и лояльной, чем та, что предоставленная банком. Представители коллекторских агентств не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.
Что не стоит делать, если звонят коллекторы? Необходимо избегать сбрасывания звонков, грубых высказываний в адрес собеседника, а также замены сим-карты. Уехать в другой город или страну, чтобы избежать долга, не получится. Коллекторы не будут преследовать должника лично, они обратятся в суд, который в 99% случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда, дело передается судебным приставам. У них больше полномочий, и их методы работы менее деликатные. Они могут арестовывать имущество и счета должника, а также налагать запреты на выезд за границу. Чтобы остановить звонки от коллекторов можно попробовать взять новый кредит для погашения старого. Однако ни один банк не выдаст заем, проверив кредитную историю должника. Исключение составляют лишь микрофинансовые организации, которые начисляют порой сотни процентов годовых. Это действительно может помочь на некоторое время, но если должнику не удастся найти деньги, ситуация повторится. Кроме того, если должнику удастся отдать все долги, банки будут рассматривать его как ненадежного клиента.
Поэтому, рекомендуется вести себя адекватно и сотрудничать с коллекторами, чтобы разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в привлечении должников в суд, и поэтому они готовы пойти навстречу клиентам. Кроме того, некоторые компании могут простить до 80% долга заемщика.
Фото: freepik.com