Ремонт турбокомпрессоров в Москве: изучаем сложность процесса
Для повышения мощности двигателя часто устанавливают турбокомпрессоры, которые работают так: турбина нагнетает смесь из топлива и сжатого воздуха прямо в цилиндры. Однако, так как на вращение турбины влияют горячие выхлопные газы, температура внутри турбокомпрессора всегда очень высокая. Более того, элементы турбины довольно быстро засоряются, что может привести к ее поломке. В этом случае потребуется ремонт турбокомпрессора.
Но как понять, что турбина сломалась? А какие еще причины могут привести к сбоям в работе турбокомпрессора? И самое главное, что делать, если вы столкнулись с этой проблемой: пытаться самостоятельно ремонтировать систему наддува или же обратиться за помощью в автосервис? На эти вопросы мы и ответим в данной статье.
Диагностика и основные признаки проблем с турбиной двигателя
Каждый автовладелец хочет, чтобы его машина была максимально мощной. Установка турбокомпрессора позволяет повысить мощность автомобиля, не увеличивая его массу. Однако, как и любые детали транспортного средства, турбина подвержена износу и может ломаться.
Если возникают проблемы с турбиной, появляются следующие симптомы:
- Потеря мощности двигателя.
- Синий, черный или белый дым из выхлопной трубы при разгоне автомобиля.
- Свист, скрежет, шум при работе мотора.
- Появление ошибки «чек двигателя» на приборной панели.
- Повышение расхода топлива.
- Низкое давление воздуха и масла.
Если замечены подобные признаки, необходимо немедленно обратиться в автосервис для диагностики турбокомпрессора. Чтобы точно установить причину поломки турбины, необходимо ее снять и детально рассмотреть.
Причиной повреждения турбины могут быть:
- Засоры в конструктивных элементах, таких как: в воздушном фильтре, в канале подвода воздуха в турбокомпрессор, во впускном патрубке, во впускном коллекторе, в системе выпуска, в сливном маслопроводе турбокомпрессора, в сапуне масляного картера двигателя, в корпусе оси турбокомпрессор (загрязнение коксом), в компрессоре.
- Утечки воздуха или отработавших газов в результате нарушения герметичности: между воздушным фильтром и турбокомпрессором, под уплотнителем первого впускного клапана, под уплотнителем впускного коллектора.
- Неправильная установка, настройка или регулировка: распределительного вала, системы питания топливом, регулятора давления.
- Внутренний износ и повреждения: двигателя (его поршней либо клапанов), самого турбокомпрессора.
- Недостаток смазки, из-за которого разрушается вал ротора.
- Загрязнение моторного масла (мелкими или крупными абразивными частицами), которое приводит к износу опорных шеек ротора турбокомпрессора и подшипников.
Как видно, причин выхода из строя турбонаддува не мало, что усложняет их диагностику. Кроме того, выбор качественной турбины является также важным аспектом, поскольку дешевые детали не служат долго и требуют частой ремонты или замены. В таблице 1 представлены крупнейшие производители турбин для двигателей автомобилей.
Сложность ремонта турбокомпрессоров для двигателей внутреннего сгорания неизбежна, независимо от того, является ли двигатель дизельным, бензиновым или газовым, и имеет ли он жидкостное или воздушное охлаждение. К сожалению, турбина не обладает такой же долговечностью, как и его «сердцевина» – двигатель. Рекомендуется производить ремонт или замену турбины примерно через каждые 200 000 км пробега. В случае поломки турбины, лучше обратиться в специализированную компанию, чтобы не терять время на самостоятельную починку и избежать лишних финансовых затрат.
Может сложиться впечатление, что отремонтировать турбокомпрессор в состоянии даже любитель. Однако, на деле ремонт турбины не ограничивается простым демонтажем агрегата и заменой картриджа. Деталь, как минимум, нужно отрегулировать. Настроить агрегат может быть сложно, а самостоятельно снять турбину с некоторых автомобилей невозможно без квалификации автослесаря.
В специализированных компаниях существует определенный алгоритм, по которому находят и устраняют причины поломки в дизельных и бензиновых турбинах. Алгоритм включает визуальный осмотр мастером и уточнение неполадок у владельца, диагностику и оценку стоимости работ (для дизельных двигателей проверяют работу датчика давления воздуха и давление на выходе из турбины с помощью манометра), диагностику турбин бензиновых двигателей (которая может проводиться двумя способами: со снятием компрессора и без), демонтаж и разборка узла, очистку деталей от остатков масла, пятен ржавчины, грязи, пыли, дефектовку запчастей, ремонт дефектных частей турбокомпрессора, подлежащих восстановлению (как правило, восстанавливают картридж и ротор), полную замену рабочих узлов и деталей турбины (которые нельзя отремонтировать, например подшипник, резинки, прокладки), контрольное тестирование турбины на специальном стенде, профессиональную сборку турбокомпрессора, обязательную поверхностную обработку (вал турбины и подшипники необходимо смазать маслом), контрольный запуск двигателя после восстановления турбины.
Хотя ремонт двигателя с турбокомпрессором может иногда оказаться несложным, не следует забывать о том, что лучше обращаться к услугам профессионалов. Решение проблемы может потребоваться и куда более серьезный ремонт. Иногда при поломке определенных деталей турбины, чтобы скорректировать работу турбонаддува и мотора, нужно выполнять различные сопутствующие действия. В таком случае настоятельно рекомендуется обращаться в специализированные компании, которые располагают всем необходимым для профессионального ремонта, строго соблюдают правила технологического процесса, дают гарантии и рекомендации по грамотной эксплуатации турбокомпрессора. Если вы живете в регионах, то обратиться в такие компании, к сожалению, не так просто. Обращайте внимание на рейтинг и отзывы, по возможности выбирайте отзывчивые и грамотные компании.
Что нужно для ремонта турбокомпрессоров
Часто поломка турбины происходит из-за неисправностей или неправильной регулировки других узлов автомобиля. В таком случае для установления причины требуется диагностирование всего автомобиля. Однако без специального оборудования это сделать непросто. Такое оборудование, включающее тестеры и программаторы актуаторов, балансировочные и добалансировочные станки для настройки турбин, стенды для проверки картриджей, роторов и для регулировки геометрии, а также пескоструйные станки и ультразвуковые машины для очистки элементов агрегата, есть не во всех мастерских. Не каждый владелец автосервиса может позволить себе такое оборудование.
Для того чтобы найти место, где турбокомпрессор могут профессионально отремонтировать в Москве, следует обращать внимание на проверенные центры с хорошим оснащением и положительной репутацией. Такие компании, благодаря серьезной технической базе, могут оказать все необходимые виды услуг, включая разборку турбины, проведение трехступенчатой очистки турбины, выполнение дефектовки, замену всех изношенных деталей на новые с последующей трехступенчатой балансировкой, сборку холодной и горячей частей турбины вместе с отбалансированным картриджем, настройку актуатора и геометрии, а при необходимости произведение ремонта клапана вестгейта. Кроме того, центры такого уровня предоставляют гарантию на ремонт турбины.
В гаражном сервисе, как правило, занимаются только разборкой турбины, заменой картриджа без балансировки и сборкой агрегата. В таком случае замена картриджа не означает полного ремонта, т.к. в большинстве случаев неисправными оказываются другие элементы турбины. Даже для правильной замены картриджа требуется специальное оборудование, которое позволит проверить детали и выполнить регулировку перед установкой.
Непрофессиональный подход к поиску причины проблемы, связанной с турбиной, может привести к нежелательным последствиям. Неполадки не будут устранены, а ремонт может быть некачественным, что может привести к еще большим проблемам.
Стоимость ремонта турбины может быть разной в зависимости от различных факторов. Если турбокомпрессор перестал работать должным образом, многие его детали могут быть повреждены, а неисправность не всегда причиняется сбоем в работе турбины. От этого стоимость ремонтных работ может колебаться от 2500 до 110 000 рублей в Москве. Факторы, которые могут повлиять на цену ремонта:
- Сложность конструкции турбокомпрессора;
- Марка автомобиля;
- Необходимость установки новых фирменных комплектующих или их аналогов;
- Наличие или дефицит комплектующих на складе;
- Наценка посредников;
- Срочность ремонта;
- Статус сервисного центра («гаражный» автосервис или профессиональная компания);
- Наличие или отсутствие гарантии на выполненные работы и другие факторы.
Если говорить о Москве, профессиональные компании обладают необходимым оборудованием для качественного ремонта турбины, чего не всегда хватает «гаражным» автосервисам.
Турбина является сложным агрегатом, который может повысить мощность двигателя. Это может привести к различным сбоям в его работе по многим причинам. При возникновении первых неполадок, лучше всего обращаться в специализированный сервисный центр, но не все из них достойны доверия. В Москве профессиональные компании имеют всё необходимое оборудование для качественной диагностики состояния автомобильных агрегатов, и занимаются их ремонтом, балансировкой и настройкой элементов.
Исходя из таблицы 2, действительная стоимость ремонта различных марок автомобилей варьируется от 3500 до 7500 рублей для легковых, грузовых автомобилей и спецтехники объемом двигателя от 5000 до 12000 см³ соответственно.
Фото: freepik.com