Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Сегодня благодаря проектам объединения, система закупок стала понятнее и прозрачнее. Также Ассоциация специализированных организаций (АСО) помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Если необходимо получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, можно обратиться за решением к АСО. А также, при помощи тендерного кредита, компания может участвовать в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая свои собственные оборотные средства.

Если исполнителю необходимо избежать срыва выполнения обязательств в случае задержек выплат со стороны заказчика, может быть полезен кредит под акты выполненных работ. Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.

Один из важнейших аспектов при участии в тендерах - это начальная максимальная цена контракта. Она должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Чтобы рассчитать её правильно, следует обратиться к опытному эксперту в этой области, например, к президенту Ассоциации специализированных организаций (АСО) - Дружинину Михаилу Дамировичу. Миссия АСО - делать госзаказ конкурентным и эффективным, что было бы невозможно без понимания всех нюансов контрактной системы.

В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закреплен термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение. Однако, несмотря на это, все еще существует много недопонимания в отношении этого понятия.

Термин, который используется в Законе о контрактной системе, определяет первоначальную цену контракта, которая является первичной, в то время как все последующие цены будут являться вторичными. Кроме того, категория «максимальная» определяет верхнюю границу стоимости, которую заказчик не может превысить при выборе цены на товар или услугу. Фактически, нужно учитывать следующее:

  • НМЦК должна объективно отображать стоимость продукции;
  • НМЦК должна соответствовать функциональным и техническим параметрам объекта продажи;
  • НМЦК должна учитывать потенциальные и реальные риски изменения цены;
  • НМЦК должна являться источником экономической выгоды, как для заказчика, так и для поставщика.

Важно отметить, что правильный расчет НМЦК является ключевым аспектом в закупочной деятельности. Этот параметр оказывает влияние на объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются правила и порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, а также выбирается способ закупки.

Стоит также отметить, что обязанность рассчета НМЦК возложена законом на заказчика. Предусмотрено пять различных методов для расчета. Эти методы обычно руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. В реальной практике, однако, наличие разъясняющих документов не всегда решает проблему полностью, так как помимо определения НМЦК необходимо еще и обосновать его, а это уже другой вопрос.

Вы имеете какие-либо доказательства успешной реализации теории на практике? Существуют ли проекты внедрения экспертизы, показавшие себя с лучшей стороны?

Результативность использования экспертизы НМЦК проиллюстрирована на примере работы ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями». Взяв на вооружение обязательную экспертизу НМЦК перед опубликованием уведомления о проведении конкурса, бюджет Москвы заметно сократился. По состоянию на 31 января 2018 года, данной организацией было подготовлено 125 заключений, оценившихся в 14,89 миллиона рублей. Уменьшение НМЦК оценивается в 1,152 миллиарда рублей, то есть, 8 % от общей суммы. Организация также выдала 25 заключений на сумму 400,485 миллиона рублей, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 миллионов рублей или приблизительно 9% от общей стоимости, в рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Перспективы развития данного направления вызывают большой интерес. Какие возможности прогнозируются в этой области?

На наш взгляд, перспективы развития данного направления весьма многообещающие. Мы убеждены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования способны сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.

Судя по нашим прогнозам, в будущем в закупках можно ожидать следующих изменений: контрактный специалист выберет нужный код товара, а затем НМЦК будет автоматически рассчитан и техническое задание будет сформировано, после чего все это будет отправлено на электронную торговую площадку для публикации. Таким образом, использование искусственного интеллекта в сфере государственных закупок будет становиться все более распространенным.

Михаил Дамировичу хотелось бы выразить огромную благодарность за развернутые и информативные ответы в рамках нашего интервью. Мы желаем успехов АСО и надеемся на то, что постановка экспертизы НМЦК станет золотым стандартом для всех государственных закупок.

В чем особенность различия между обоснованием и определением НМЦК?

Согласно Закону о контрактной системе, НМЦК определяется и обосновывается заказчиком на основе метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК предполагает расчет путем применения соответствующего метода. Обоснование НМЦК является обязательным элементом обоснования закупки в целом и подтверждает соответствие запланированной закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555, определяют порядок и форму обоснования закупок.

Данные правила включают таблицу из десяти столбцов для обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок. В этой таблице представлены следующие данные: цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности использования других методов в рамках данной закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование выбранного способа и дополнительные требования к участникам закупки, если они существуют.

Важно учитывать то, что Счетная палата Российской Федерации контролирует обоснованность каждой закупки, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Нарушение правил этой сферы может привести к административной ответственности.

Методы обоснования необходимой минимальной контрактной цены (НМЦК) должны быть корректно определены для каждого отдельного случая закупки. Наиболее приоритетным методом является метод анализа рынка, который заключается в изучении рынка для определения средней рыночной цены и рассчете НМЦК на основе полученных данных с применением соответствующей формулы. Однако, этот метод не всегда гарантирует оптимальную цену и может иметь некоторые недостатки, например использование предположительных ценовых предложений или некачественный анализ рынка.

Дополнительные методы могут быть использованы в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных частями 7–11. Также допустимо применение эффективных методов подобных нормативному, тарифному и затратному, предварительно тщательно обосновав их использование.

Нормативный метод расчета НМЦК применяется как самостоятельно, так и в дополнение к методу анализа рынка, если НМЦК, указанная с использованием метода анализа рынка, превышает "нормативную". Товары, работы и услуги, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами, могут быть регулированы методом тарификатора.

Однако применение таких методов может привести к ухудшению качества продуктов и услуг или даже уклонению от проведения конкурсов, поэтому целесообразно использовать проектно-сметный метод, который позволяет минимизировать расходы с учетом соответствующей проектной документации.

Затратный метод можно применять только в дополнение к другим методам, однако его низкий приоритет объясняется тем, что НМЦК может включать в себя необоснованные дополнительные затраты и трактоваться различными способами.

Для того, чтобы определить НМЦК корректно, необходимы системные знания и опыт контрактных специалистов. Кроме того, ценообразование в целом, а также закупочная деятельность нуждаются в систематизации, поэтому мы предлагаем создать Департамент контроля цен в рамках государственного/муниципального заказчика и организовать его работу последовательно.

Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК?

Существует несколько способов получения информации для определения и обоснования НМЦК. Один из таких способов - направление индивидуальных запросов. Также доступны общедоступные источники.

Для применения метода анализа рынка, например, необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет.

Дополнительно, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru или в печатных изданиях. Рекомендуется использование Реестра контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Также можно использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах или описаниях товаров. Полезны также данные о котировках на российских и иностранных биржах, а также на электронных площадках.

Данные государственной статистической отчетности, данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств и общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезными.

В обосновании НМЦК есть несколько важных моментов, которые необходимо учесть. Оно может быть представлено в произвольной форме, несмотря на то, что методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, содержат форму обоснования (Приложение №1).

В любом случае, при составлении обоснования следует учитывать:

  • Основные характеристики объекта закупки;
  • Используемые методы с расшифровкой их выбора;
  • Реквизиты документов, на основании которых был произведен расчет;
  • Расчет непосредственно самого НМЦК;
  • Дату составления обоснования.

Обычно данные о поставщиках продукции, на основании которых был произведен расчет, не предоставляются. Как справочная информация могут использоваться документы, которые служат приложением к форме обоснования. Они также подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).

Может ли стоимость оказаться неправильной?

Иногда из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты можно выделить примеры того, что НМЦК была неправильно определена. В общем случае, необоснованность НМЦК может быть вызвана следующими причинами:

  • ошибки при расчетах, которые могут быть связаны с неправильной интерпретацией методических рекомендаций;
  • недостаток обоснования, например, непредставление необходимых подтверждающих документов или неполнота полученной информации;
  • ошибки при анализе рынка, например, использование заранее определенных «средних» показателей, которые не учитывают реальные характеристики рынка.

Возможно, существуют способы, позволяющие контролировать процесс формирования НМЦК и избежать завышенных и заниженных цен. Однако, работа на рынке государственного заказа может быть чрезвычайно сложной без должного знания законодательства и практики. Именно по этой причине мы начали работу над проектом под названием "Экспертиза НМЦК". Основной аудиторией проекта являются субъекты федерации, министерства, концерны и крупные предприятия – все те участники процесса распределения бюджетных средств. Этот проект позволит им научиться планированию бюджета, рациональному расходованию выделенных средств, эффективному контролю и установлению "справедливых" цен, в результате чего достигнут благоприятный экономический и инвестиционный эффект для региона, отрасли или предприятия в целом.

Поясните, что подразумевается под проектом «Экспертиза НМЦК»?

Проект «Экспертиза НМЦК» – это услуга по экономическому обоснованию деятельности организаций, управляющих бюджетными средствами, от начала до конца. Его суть заключается в создании независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ), как базовой составляющей проекта.

Первым шагом внедрения является проведение анализа и аудита деятельности государственных или муниципальных заказчиков на предмет закупок. На основании полученных данных формируется ДКЦ, разрабатываются нормативные документы, методологии расчета и обоснования цен, подбирается и обучается персонал, и внедряется IT-платформа. Кроме того, производятся адаптационные и сопроводительные мероприятия.

Компания АСО может взять на себя организацию всех этапов проекта, от финансового обоснования до сервисного обслуживания на этапе эксплуатации отдела.

В чем заключается суть каждого этапа, который был представлен в проекте?

Как уже было упомянуто, главная цель проекта заключается в создании Департамента контроля ценообразования. Специалисты, которые являются частью этого департамента, внимательно отслеживают процесс и результаты закупочной деятельности каждого субъекта. Они анализируют множество факторов, таких как:

  • правильность выбора способа определения НМЦК;
  • корректность составления калькуляции, а также использованные сметные нормативы и удорожающие коэффициенты;
  • учет всех затрат и налогов;
  • использование аналогичного оборудования в процессе поставки;
  • обоснование необходимости использования более дорогостоящего оборудования, и т.д.

На основе данных, полученных в ходе анализа, будет сформирован специальный Департамент контроля ценообразования. Данный департамент будет заниматься подготовкой правильных и точных расчетов цен на продукцию.

Для того, чтобы специалисты могли научиться адекватно оценивать стоимость товара, были разработаны комплексные программы обучения. Они имеют различный характер погружения, а также могут быть реализованы как в офисах компании в Москве, так и на территории заказчика или дистанционно.

Еще одним жизненно важным элементом программы проекта является услуга консалтинга в решении сложных и нетипичных задач. В таких случаях на помощь приходят эксперты-ценовики различных профилей, которые могут обосновать и произвести расчет цены на любой продукт.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *