Как получить образование по интернету?
Исторически, дистанционное образование началось еще со времен почты и других способов передачи информации. Тем не менее, в течение долгого времени это было просто любительским изучением наук, поскольку эта форма обучения имела недостатки по сравнению с очной и даже вечерней формой обучения.
Один из главных недостатков заключался в отсутствии систематического визуального контакта между студентом и преподавателем, а также полного отсутствия доступа к библиотечным фондам учебных заведений, методическим материалам, научным исследованиям и учебным пособиям.
Однако сегодня все изменилось. Получение высшего образования через интернет не имеет больше недостатков, которые ранее присутствовали в этой форме обучения, а наоборот, обладает рядом преимуществ.
Давайте рассмотрим некоторые из особенностей дистанционного обучения через интернет-технологии, чтобы лучше понимать его суть.
Сегодня Интернет успешно решает проблему передачи данных и знаний. С каждым днем все большую популярность набирают образовательные каналы в Сети, количество подписчиков которых прибывает в количествах, сравнимых с подписчиками развлекательных ресурсов. Одним из примеров таких каналов является возможность записи профессоров ведущих университетов мира своих лекций и выкладывания их в интернете. Это позволяет устранить проблему географических ограничений. Любознательный студент даже из самой удаленной точки мира может взять информацию из первых рук, например, от преподавателя Кембриджа.
Конечно, получить системное профессиональное образование с помощью интернет-сервисов практически невозможно. Обучающие каналы используются скорее как подспорье для расширения кругозора и поиска интересующейся информации, но никак не готовым образовательным продуктом. Надо отметить, что серьезные образовательные интернет-проекты, как правило, платные. Бесплатно можно научиться разве что некоторым умениям в домашней обстановке.
Однако интернет-образование продолжает развиваться и находится в накопительном периоде своего развития. Несмотря на некоторые трудности, определенные вопросы онлайн-обучения постепенно решаются, и требуется формирование нужного количества образовательных технологий, которые будут соответствовать качеству обучения на уровне профессионального. Согласно мнению оптимистов, эта точка перехода находится где-то в ближайшем будущем. Как показывает западный опыт, интернет-технологии уже используются в комбинированных образовательных программах, где участвуют несколько университетов. Некоторые известные западные вузы, такие как Гарвард, Стэнфорд и другие, активно разрабатывают совместные образовательные продукты, спецкурсы, лекции. Развитие онлайн-обучения также стимулировало пандемия новой коронавирусной инфекции.
Наиболее популярной формой интернет-образования можно считать онлайн-изучение иностранных языков. Сервисы изучения объединяют носителей языков из разных стран, позволяя людям более интенсивно общаться на форумах, улучшать свой уровень языка и помогать друг другу в языковой практике. Члены таких сообществ могут становиться тьюторами и студентами одновременно. Многие из этих сайтов могут предоставить доступ к расширенным курсам, но они обычно платные. Демо-версия курса дает возможность для тестирования и понимания, подходит ли данный метод обучения пользователю. Никаких сертификатов и дипломов на подобных сайтах не предусмотрено, однако эффективность такого изучения языка может быть сопоставима с уровнем профессионального обучения.
Согласно исследованиям, Норвегия, Дания, Швейцария, Люксембург и Нидерланды наиболее готовы к переходу к электронному обучению в своих системах образования. Россия занимает последнее, 32-е место в рейтинге. Мексика и Бразилия также показывают такой же результат.
Дистанционное образование – новый подход к получению высшего образования, который становится все более популярным. И хотя интернет давно стал местом для самообразования, он также может служить площадкой для передачи знаний от профессионалов, располагающих фундаментальной учебной базой. Дистанционное образование предполагает создание аналога традиционным технологиям обучения или их альтернативную замену на электронные форматы обучения.
Различные онлайн-курсы и онлайн-вузы позволяют получить образование, используя качественно иную структуру обучения, где доступ к каждому модулю возможен только при успешном прохождении предыдущего, и студент получает гарантированные знания.
Ключевые различия дистанционного обучения заключаются в том, что оно использует модульный подход, вебинары, видеолекции, проверку знаний через тестирование и оценивание онлайн. На сегодняшний день уже существует Топ-15 лучших онлайн-курсов от ведущих университетов России и мира.
Таким образом, дистанционное образование не просто является формальной подменой реальных образовательных мероприятий, а представляет собой качественно иную структуру обучения, которая позволяет получить гарантированные знания без риска заваливания экзамена.
Как организовать онлайн-образование в высшем учебном заведении?
Для успешного запуска дистанционного обучения вуз должен иметь сеть центров доступа, которая обеспечит студентов полной независимостью от головного офиса. Центры доступа являются промежуточным звеном между студентами и учебным офисом, где происходит администрирование и координация процесса обучения. Если налажена качественная связь между «преподавательским центром» и студентами, то можно проводить уроки и организовывать процесс обучения со студентами, находящимися в отдаленных местах, а также учитывать их ограниченные возможности здоровья. Таким образом, высокое качество образования доступно не только жителям крупных городов.
Сейчас 98% университетов предлагают дистанционные программы, а всего количество слушателей онлайн-курсов превышает 180 миллионов человек (Forbes Education). URL: https://education.forbes.ru/.
Фото: freepik.com