Информационная безопасность предприятия: ключевые угрозы и средства защиты
Как известно, "кому принадлежит информация, тот и владеет миром". И если иметь информацию о конкурентах, то можно получить серьёзное преимущество в сражении с ними. В современном мире компании без информационных систем не могут существовать, но это также делает их уязвимыми к атакам хакеров, компьютерным вирусам, а также человеческому и государственному факторам. В итоге, многие предприниматели уже не чувствуют себя в безопасности. Именно поэтому вопрос информационной безопасности становится краеугольным камнем деятельности организации. Но не стоит паниковать: прогресс предлагает решения, способные защитить данные от внешних вмешательств.
Информационная безопасность – защита важной информации и всей компании от нанесения ущерба владельцам и пользователям вследствие намеренных или случайных действий. Предотвращение рисков в этой области является первоочередной задачей. Она включает в себя разработку программ и мер, которые направлены на обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Это чрезвычайно важно, потому что любая утечка информации может вызвать серьезные проблемы, от финансовых убытков до полной ликвидации компании. В прошлом промышленное шпионаж и переманивание квалифицированных специалистов были основными вызовами. С появлением ПК и интернета появились новые методы незаконного получения информации. Сегодня диверсифицированные технологические средства могут использоваться для слития огромных объемов важной информации на флэшки, ее отправки через сеть, а также для ее уничтожения через вирусы.
Также часто утечка документов финансового характера, технологических и конструкторских разработок, логинов и паролей для входа в сеть других организаций может способствовать серьезной ущербе. Утечка персональных данных сотрудников также может принести серьезные проблемы. В западных странах судебные иски из-за таких утечек часто приводят к огромным штрафам и большим убыткам компаний.
Пример тому – утечка персональных данных в бюро кредитной истории Equifax в США в июле 2017 года. Личные данные более чем 143 млн потребителей и 209 000 номеров кредитных карт попали в руки злоумышленников, что привело к падению на 13% акций бюро кредитной истории.
Защита информации должна быть комплексной и не стоит выделять одну информацию как менее важную, чем другую, что касается деятельности компании и не предназначено для публичности должно быть защищено от всех угроз.
В России в 2016 году произошло 213 утечек информации из госорганов и компаний, что составляет 14% от общемирового количества утечек. Как показало исследование, наиболее часто страдают платежная информация и персональные данные, которые являются объектом краж 80% случаев. Некоторые угрозы информационной безопасности могут возникать по пути наименее ожиданной халатности и невнимательности сотрудников. Так, например, невнимательный сотрудник может переслать важный файл не по тому адресу или скопировать конфиденциальные сведения для работы в командировке на свой планшет, флэш-накопитель или КПК.
Пользователи нелицензионного ПО также могут лишить себя защиты от кражи информации с помощью вирусов, которые часто распространяются через программы обмена сообщениями. DDoS-атаки могут привести к недоступности или ухудшению работы публичных веб-сервисов в результате ложных запросов, посылаемых от сотен тысяч географически распределенных хостов.
Возможность кражи конфиденциальной информации представляют собой и легальные пользователи, которые могут сами устанавливать различные приложения и отправлять конфиденциальную информацию заинтересованным в ней третьим лицам.
Наконец, законодательные проблемы также могут стать причиной остановки работы фирмы, в случае изъятия ее серверов и оборудования государственными органами.
В наши дни количество угроз данных постоянно растет: появляются новые вирусы, учащаются и усиливаются атаки DDoS. Хотя все эти угрозы могут казаться пугающими, разработчики средств защиты информации не остаются на месте. На каждую новую угрозу появляется новая защита, и уже имеющееся оборудование продолжает совершенствоваться. Среди таких средств можно выделить:
- Физические средства защиты информации. К ним относятся ограничение или полный запрет доступа посторонних лиц на территорию, пропускные пункты, оснащенные специальными системами, и HID-карты для контроля доступа. Такой подход может исключить возможность доступа в серверную или другое важное подразделение компании у неавторизованных пользователей.
- Базовые средства защиты электронной информации. К таким средствам относятся многочисленные антивирусные программы, системы фильтрации электронной почты, которые защищают пользователя от нежелательной или подозрительной корреспонденции. Для этого корпоративные почтовые ящики обязательно должны быть оборудованы подобными системами. Кроме того, необходимо организовывать дифференцированный доступ к информации и систематически сменять пароли.
- Анти-DDoS. Не имеет смысла пытаться бороться с DDoS-атаками самостоятельно. Многие разработчики программного обеспечения предлагают услуги анти-DDoS, которые способны защитить компанию от этих атак. Эта система блокирует вредный трафик, при этом не оказывая негативного воздействия на бизнес-трафик. Система способна срабатывать неопределенное количество раз до тех пор, пока угроза не будет полностью устранена.
- Резервное копирование данных. Важная информация не должна храниться только на одном компьютере, поэтому следует использовать другие устройства, например, внешние носители или серверы для ее хранения. Для последних лет особенно актуальной стала услуга удаленного хранения информации в "облаке" дата-центров. Такой подход может защитить компанию в случае чрезвычайной ситуации, такой как изъятие сервера органами власти. Создать резервную копию и восстановить данные можно в любое удобное для пользователя время и в любой точке местоположения.
- План аварийного восстановления данных. Если компания не может получить доступ к своим информационным ресурсам по какой-либо причине, ей необходим план аварийного восстановления данных. С помощью этого плана, компания сможет быстро возобновить бизнес-процессы после простоя. В нем должна быть предусмотрена возможность введения аварийного режима работы на период сбоя, а также все действия, которые должны быть предприняты после восстановления данных. Сам процесс восстановления должен быть максимально отработан с учетом всех изменений системы.
- Шифрование данных при передаче информации в электронном формате (end-to-end protection). Шифрование используется для обеспечения конфиденциальности информации при ее передаче в электронном формате. Такой подход помогает защитить информацию от несанкционированного копирования и использования.
Поскольку риски безопасности информации растут, необходимо защищать данные по нескольким направлениям одновременно. Использование многих методов может снизить риски и устойчиво обеспечить безопасность компании на рынке.
Фото: freepik.com