Доставка грузов из Европы: как оптимизировать процесс?
Отечественные компании, работающие с европейскими поставщиками, сталкиваются с множеством задач, связанных с грузоперевозками, в целях поддержания стабильных отношений. В данном вопросе 4PL-операторы, то есть логистические компании, которые предоставляют услуги «под ключ», могут оказать квалифицированную помощь в организации поставок.
На мировом рынке логистики существует «правило шести R», в котором отражается ключевая формула успеха в данной сфере: необходимо доставить правильный товар, в правильном количестве, необходимого качества, в нужное время, в нужное место и по правильной цене, учитывая потребности клиента. Однако, каким образом можно организовать все компоненты формулы в комплексе?
Для организации доставки груза из Европы в Россию необходимы различные виды услуг, включая финансовые, транспортные, складские, таможенные и другие. Полезно знать классификацию операторов, предоставляющих логистические услуги, которые можно разделить на несколько типов.
Первый тип — First Party Logistics (1PL) — фирма-грузовладелец выполняет все логистические операции самостоятельно.
Второй тип — Second Party Logistics (2PL) — оператор, который оказывает минимальные услуги по транспортировке и складированию товара.
Третий тип — Third Party Logistics (3PL) — оператор, который предоставляет основные и дополнительные услуги, включая промежуточное хранение (cross-docking) груза, разработку информационных систем, привлечение субподрядчиков и др.
Четвертый тип — Fourth Party Logistics (4PL) — оператор, который обеспечивает планирование, управление и контроль над всеми логистическими процессами компании-заказчика для достижения более долгосрочных стратегических целей и расширения задач бизнеса.
Пятый тип — Fifth Party Logistics (5PL) — оператор интернет-логистики, который осуществляет планирование, подготовку, управление и контроль над всеми составляющими единой цепи транспортировки грузов с помощью электронных средств информации.
Наибольшей популярностью на рынке логистических услуг пользуются 3PL- и 4PL-операторы. Это связано с тем, что для доставки грузов из Европы в Россию требуются разнообразные виды услуг, включая сертификацию грузов, страхование и прочее. Нередко бывает удобнее заказывать доставку под ключ, а это компетенция провайдеров не ниже 3PL. Более надежный выбор для клиентов — 4PL-операторы благодаря своему глобальному подходу к организации всех процессов, включая финансовые услуги по закупкам товаров у европейского поставщика.
Доставка грузов из Европы проходит по нескольким этапам, которые зависят от их вида. К примеру, если речь идет о генеральных грузах, то один контейнер на одного грузоотправителя является стандартом.
Но в случае со сборными грузами, когда один контейнер может содержать груз от нескольких грузоотправителей, европейскому логистическому провайдеру нужны консолидационные склады на территории Европы, а также квалифицированные специалисты, которые занимаются таможенным оформлением.
Таким образом, доставка грузов из Европы – это сложный процесс, который требует компетентного логистического провайдера и его квалифицированных специалистов.
Доставка грузов в сборе
Если ваша компания хочет отправить свой груз из Европы в рамках сборного контейнера, вам необходимо выполнить следующие действия:
- Ознакомиться с несколькими коммерческими предложениями от компаний, занимающихся грузоперевозками.
- Выбрать оптимальный тип транспорта и маршрут.
- Найти надежную логистическую компанию (предпочтительнее всего выбирать 4PL-операторов).
- Заключить внешнеторговый договор с производителем, приобрести товар (или же эти процессы могут быть выполнены 4PL-провайдером в рамках услуги «финансовое сопровождение»).
Далее начинается процесс формирования контейнера. Грузоперевозчик может забирать товары у отправителей. Также возможна отправка груза отправителями на склад консолидации перевозчика или его партнера, который находится в стране вывоза товара. Присутствие консолидационного склада необходимо для приема, обработки, оформления и хранения груза до наступления даты отправки. Грузы сортируются по направлениям и таможенным терминалам, после чего логистическая компания обеспечивает следующие этапы:
- Отправка сборного груза в РФ. Квалифицированные грузоперевозчики всегда информируют клиента о доставке партии с товаром. Обычно можно отслеживать передвижение товаров в Личном кабинете на сайте логистического оператора.
- Оформление разрешительных документов в соответствии с нормами нетарифного регулирования на экспорт товара из страны.
- Доставка груза на таможенный пункт в РФ.
- Оформление документов на выпуск товара в свободное обращение.
- Доставка на таможенный пост для импортного оформления груза. Необходимо учитывать, что на каждого грузоотправителя документы оформляются отдельно, и от правильности определения кодов ТН ВЭД зависит размер таможенных платежей и использование мер нетарифного регулирования.
- Доставка на склад консолидации в России. На складе товар разбирают и, в зависимости от условий контрактов, отправляют грузополучателям или выдают им прямо со склада.
Доставка генеральных грузов: особенности и преимущества
Как известно, качественная и быстрая логистика является одним из ключевых факторов успеха любого бизнеса, особенно в внешнеэкономической деятельности. В этом контексте важно оптимизировать все этапы процесса доставки товаров на склад заказчика. Рассмотрим особенности доставки генеральных грузов и ее преимущества.
Прежде всего, следует отметить, что оформление генерального груза к перевозке намного проще, чем сборного. Поэтому генеральные грузы можно отправлять сразу до конечного склада получателя как с консолидированных складов, так и непосредственно со склада поставщика в Европе.
Одним из главных преимуществ доставки генеральных грузов является более упрощенное прохождение таможенного контроля. При такой доставке документы подаются только от одного грузоотправителя, что существенно упрощает процедуру оформления и контроля.
Таким образом, доставка генеральных грузов является простым и быстрым способом доставки крупнообъемных товаров. Минимальное количество формальностей и удобная система контроля делают этот вид доставки все более популярным среди многих компаний.
Рекомендации по оптимизации доставки грузов из Европы в Россию
Для эффективной работы доставочного процесса важно четко определить ряд факторов. Это поможет сократить время, снизить издержки и снизить вероятность ошибок. Ниже мы рассмотрим основные вопросы, ответы на которые помогут оптимизировать процесс доставки:
- Какие страны входят в маршрут?
- Какой транспортный вид наиболее оптимален?
- Какие условия и расположение склада консолидации?
- Какие особенности таможенной очистки?
Ни одна компания не хочет сталкиваться с накладками в процессе доставки и потерей времени из-за ошибок. Чтобы эффективно выполнить все задачи, можно обратиться к профессиональному логистическому оператору или использовать собственную логистическую команду. Они окажут незаменимую помощь в создании эффективных схем доставки.
Выбор транспорта, маршрута и логистической компании является одним из ключевых моментов при организации перевозки грузов. Грузоперевозчики предлагают различные варианты транспорта и маршрута, из которых клиент выбирает наиболее удобные и экономичные. При этом более дешевые виды транспорта могут быть выбраны для перевозки дешевых товаров, а более затратные - для доставки ценных грузов.
Размер партии также играет важную роль при выборе вида транспортировки. Крупногабаритные грузы и большие партии товара обычно перевозятся железнодорожными или морскими контейнерами, в то время как мелкие грузы могут отправляться курьерскими службами или в составе сборных грузов. Стоит также учитывать лимиты по габаритам груза, чтобы избежать дополнительных рисков и увеличения стоимости услуги.
Сроки поставки также имеют значение при выборе транспорта. Если не стоят жесткие ограничения по времени, то наиболее экономичным будет морской транспорт. Железнодорожный же транспорт считается наименее надежным в плане соблюдения сроков, в связи с чем может быть не выгодным выбором.
При организации перевозки грузов также необходимо учитывать расположение консолидационных складов и таможенных пунктов, чтобы составить наиболее оптимальный маршрут. Иногда маршрут может быть более длинным, но за счет быстрого прохождения таможни это компенсируется. Разбиение доставки на несколько этапов, каждый из которых осуществляется своим видом транспорта, также может быть более дешевым, чем прямые авиаперевозки.
Таким образом, выбор транспорта, маршрута и логистической компании должен проводиться с учетом всех этих факторов, чтобы обеспечить наиболее удобную и экономичную перевозку грузов.
Разберем наиболее распространенный и выгодный способ доставки небольших партий сборных грузов (30-80 кг) на европейский склад.
Выбор склада - первый шаг в организации доставки товара. Для хранения товаров, предназначенных для экспорта в Европу, лучше использовать склады класса «А». Они оснащены автоматизированными системами стеллажного хранения и расположены вблизи центральных транспортных магистралей. Кроме того, имеется регулируемый температурный режим в помещениях, антипылевое покрытие на полу и современная погрузочно-разгрузочная техника. Складов класса «А» в Европе много, но подобрать наиболее подходящий для конкретной грузоперевозки иногда бывает крайне сложно.
Забор груза у отправителя - второй этап. Удобно воспользоваться собственным транспортом вашей логистической компании или услугами местных транспортников, особенно если у вас есть хорошие связи с поставщиком и специалисты постоянно ездят в страну отправки груза и знают местные реалии. В других случаях стоит обратиться к логистическому провайдеру.
Доставка груза на склад и его выгрузка - ответственный этап работы, потому что, если говорить о масштабах консолидационных складов, маленький груз может легко затеряться. В случае склада, арендованного логистической компанией, которая полностью контролирует все этапы доставки в соответствии с договором, процесс приема груза значительно упрощается.
Упаковка товара - предварительное условие для выгодной и успешной доставки. Упаковка должна обеспечивать целостность и внешний вид товара. Заключая контракт на поставку, обращайте внимание на этот пункт в договоре. В противном случае на консолидационном складе могут потребоваться дополнительные услуги по переупаковке или доупаковке груза.
Маркировка груза - это важная часть организации доставки груза. На груз наносят товарную маркировку (для покупателя) и транспортную (для перевозчика). Если предполагается длительная транспортировка груза по России, все надписи на грузе должны дублироваться на русском языке. Маркировка должна быть четкой, несмываемой и контрастировать с цветом упаковки.
Хранение на складе - этот этап может быть бесплатным в течение нескольких дней, если вы заказываете логистические услуги под ключ. Этого обычно достаточно для формирования и отправки сборного груза.
Грузы, доставляемые из Европы, подвергаются таможенному контролю, который предусматривает оформление необходимой документации и уплату соответствующих таможенных сборов, налогов и платежей. При этом товары и транспортное средство проходят осмотр со стороны сотрудников таможни, и если они выявляют какие-либо проблемы, то задержка или конфискация груза неизбежны. Чтобы избежать подобных проблем, логистические провайдеры предлагают услуги таможенного представителя, который заботится о подготовке всей документации для оформления таможенной декларации, грамотной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, рассчете суммы таможенных сборов, налогов и платежей и проведении процедуры декларирования товаров и транспортного средства. Таможенный представитель также может решать возникающие при прохождении таможни спорные вопросы.
Следует отметить, что услуги таможенных представителей очень востребованы, так как они всегда в курсе последних изменений в таможенном законодательстве, обладают возможностями по оформлению необходимых документов и работают в соответствии с четко отработанными схемами. Использование услуг таможенного представителя считается оптимальным вариантом для тех, кто желает импортировать грузы из Европы, особенно сборных, для которых требуется отдельный пакет документов для каждого грузоотправителя.
Кроме того, для оформления грузов, доставляемых из Европы, необходимо заполнение экспортной декларации EX-1, кроме международной товарно-транспортной накладной (CMR) с приложениями в виде счета-фактуры и особых сертификатов на груз. Если экспортная декларация закрыта на таможенном пункте, то грузополучатель освобождается от необходимости уплаты внутриевропейского НДС. Также важно отметить, что при оформлении груза на российском таможенном пункте данная декларация является удостоверением таможенной стоимости товаров. Кроме того, при составлении экспортной декларации EX-1 необходимо учитывать как европейские, так и российские законодательные требования. Поскольку составление данного документа является дорогостоящим процессом, европейские партнеры могут игнорировать этот аспект, поэтому желательно, чтобы оформление декларации осуществлялось под контролем российских специалистов.
Стоимость грузоперевозок складывается из множества расходов, включая затраты на складирование, доставку до склада, грузовую разгрузку, упаковку и маркировку, транспортировку, услуги транспортной компании, таможенное оформление и хранение на складе. Можно экономить на каждом этапе перевозки, и каждая грузоперевозка может быть оптимизирована под это.
Традиционно для импорта из Европы в Россию используется автотранспорт, но компании, столкнувшиеся с глобальным кризисом, перешли на short sea - интермодальные контейнерные перевозки. Они позволяют отправлять товары из Западной, Северной и Южной Европы, если точки загрузки находятся близко к главным морским портам. Хотя срок доставки увеличивается на 2-3 дня, транспортные издержки сокращаются на 20-30%. Однако, огромную роль играет расположение складов, которое влияет на транспортные издержки.
Существует еще один эффективный способ экономии на грузоперевозках - хранение товаров в терминалах рядом с морским или авиационным портом. Это позволяет не платить завышенные тарифы на складирование в порту, а воспользоваться значительно меньшими тарифами на складские услуги. Если нельзя отказаться от доставки грузов дорогостоящим авиатранспортом, можно сэкономить на стоимости складского хранения.
Также сокращение издержек при использовании автотранспорта возможно благодаря оптимизации маршрутов и уменьшению количества перегрузочных точек.
Фото: freepik.com