«Нас ждёт серьезный прорыв»
Мы продолжаем говорить об использовании искусственного интеллекта в медицинской сфере.
Эксперт рассказал нам о внедрении искусственного интеллекта в медицину.
Мы продолжаем говорить об использовании искусственного интеллекта в медицинской сфере. О введении специального ГОСТа для сервисов ИИ – читайте в нашем предыдущем материале .
О том, что искуственный интеллект помогает с постановкой заключительного диагноза рассказала заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. ИИ анализирует не только текущие жалобы пациента, но и всю медкарту человека за два последних года.
Работает это следующим образом: терапевт ставит заключительный диагноз в единой медицинской информационно-аналитической системе, параллельно с чем подключается цифровой ассистент. Он анализирует данные и формирует диагноз. Точность сервиса достигает 87%. Если итоговый «вердикт» расходится с врачебным - система отображает это в уведомлении.
«Важно, что искусственный интеллект не заменяет врача, но ассистирует ему, дает второе мнение, если есть подозрения на одно из 95 серьезных заболеваний, требующих диспансерного наблюдения.Среди них — сахарный диабет, застойная сердечная недостаточность и язва желудка» . ( РБК, «Ракова рассказала о расширении ИИ-сервиса для заключительного диагноза», 07.11.2023)
О том, что еще ждать в ближайшем будущем от ИИ, и как увеличить его возможности - поделилась с нами заместитель директора региональной медицины по стратегическому развитию продуктов «БАРС Груп» Дина Филюшина.
- Безопасность пациента — это один из главных принципов оказания медицинской помощи. Учитывая высокую цену ошибки в медицине, особенно важно, чтобы информационные системы, в том числе работающие на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ), гарантированно обеспечивали безопасный и достоверный результат и не могли стать причиной причинения вреда здоровью пациента из-за ошибки в работе диагностических и вспомогательных аналитических алгоритмов. Работа систем на основе ИИ должна быть стандартизована и подконтрольна на всех этапах, в том числе на этапе клинических испытаний и во время их эксплуатации.
- Поэтому так важен новый ГОСТ для ИИ?
- Да, нормативно закрепить единые правила и требования можно с помощью ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, устанавливает технические требования к продукции, методы анализа, требования к безопасности, область и способы применения.
Внедрение ГОСТа способно обеспечить прозрачность процессов разработки и функционирования систем, что позволит врачам обоснованно доверять результатам работы ИИ-систем и использовать их в своей практике.
- Какие из возможностей ИИ уже были реализованы?
- Выделяют разные группы сервисов на основе технологий искусственного интеллекта. Наиболее распространенными считаются речевые роботы и системы по распознаванию медицинских изображений, которые применяются в здравоохранении уже несколько лет и показывают положительные результаты. Системы, предназначенные для оценки состояния здоровья и прогнозирования рисков развития патологии у пациента, пока не получили широкого применения ввиду наличия некоторых временных сложностей.
- Например?
- Нужна исходная база знаний, на основе которой ИИ станет консультантом или ассистентом в принятии решений человеком. Для этого необходимо участие отраслевых экспертов в анализе наполнения баз данных, нужны подготовленные с их помощью размеченные выборки данных с достаточной «глубиной» по шкале времени для обучения нейросетей, оцифрованные порядки оказания медпомощи и клинические рекомендации.
На сегодняшнем этапе сложно анализировать данные, которые внесены в медицинские информационные системы в ранние периоды их эксплуатации, да и сейчас, в условиях ограниченного времени врач старается побыстрее заполнить медицинскую документацию по пациенту, зачастую допуская некорректное построение предложений, не общепринятые сокращения и аббревиатуры, использование нестандартных символов, отсутствие разделения слов. При этом сам врач способен понять написанное, белее того, с большой долей вероятности и другой врач поймет смысл текста, однако для аналитических алгоритмов такая непредсказуемая последовательность символов создаёт угрозу высокой вероятности ошибки при интерпретации данных. И это ещё одно направление для работы — стандартизация ввода данных в информационные системы.
- Когда же нам ждать глобальных перемен?
- В целом, когда будут устранены все технологические препятствия к внедрению ИИ-систем в клиническую практику и установлено надлежащее техническое и правовое регулирование создания и применения систем на базе технологий искусственного интеллекта. У врачей появятся основания рассматривать ИИ-системы не как бездушных роботов, которые заменят врачей в будущем, а как полезный и надёжный инструмент, способный избавить врача от выполнения огромного объёма рутинных задач, помощника и советчика, способного проанализировать большие массивы данных по пациенту и на основе актуальной методологии предложить оптимальный вариант решения любой диагностической или клинической задачи. Это породит возрастающий спрос на разработку и внедрение вспомогательных, диагностических и клинических ИИ-систем. И тогда нас ждёт серьезный прорыв в части повсеместного применения сервисов ИИ в медицинской практике. При продолжающемся курсе Президента и Правительства на государственную поддержку ИТ-отрасли, такого прорыва можно ожидать в течение ближайших пяти лет.
Фото: Екатерины Сабиной Автор публикации Екатерина Сабина