Житие священномученика Иоанна Кочурова
Иоанн Александрович Кочуро́в (1871 – 1917), протоиерей, священномученик, первый православный священник пострадавший от большевиков.
Иоанн Александрович Кочуро́в (1871 – 1917), протоиерей, священномученик, первый православный священник пострадавший от большевиков. Память 31 октября, в Cоборах новомучеников и исповедников Российских; Воронежских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Эстонских святых.
Прот. Иоанн Кочуров
Родился 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Васильевича Кочурова и его супруги Анны. Отец совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.
Получил начальное духовное образование в Данковском духовном училище. Затем учился в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1891 году, и Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил 10 июня 1895 года.
По окончании академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Первое время проживал в Нью-Йорке. 27 августа 1895 года был рукоположен во священника епископом Алеутским Николаем.
Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытием епископом Николаем православного прихода в Чикаго. Уже в первые три года служения к малочисленному приходу отцом Иоанном были присоединены 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек. Функционировали церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго и близлежащем г. Стриторе Свято-Никольское и Трехсвятительское братства, входившие в состав “Православного Общества Взаимопомощи”. Отец Иоанн нес послушание, входя в состав Цезурного комитета для сочинений на русском, малорусском и английском языках при епархии, являлся председателем “Общества Взаимопомощи”.
Иерей Иоанн Кочуров, игумен Севастиан (Дабович), епископ Тихон (Белавин). Фото 8 ноября 1900 г.
Уже в первые годы пастырского служения труды отца Иоанна были отмечены священническими наградами: в мае 1896 г. за пожертвование 600 долларов на иконостас храма Владимирской церкви в Чикаго, сделанное им вместе с его другом настоятелем Нью-Йоркской церкви Александром Хотовицким, о. Иоанн был награжден набедренником, 30 марта его служение было отмечено фиолетовой скуфьей, 6 мая 1901 г. он был удостоен права ношения камилавки.
С 1 апреля 1897 года – член епархиального Цензурного Комитета.
30 ноября 1898 года на Алеутскую кафедру вступил святитель Тихон (Белавин). Под его руководством в миссионерской деятельности в епархии начинается новый этап.
22 мая 1899 года назначен епископом Тихоном председателем правления “Общества Взаимопомощи”.
В 1902 году о. Иоанну было поручено строительство нового храма в честь Пресвятой Троицы в Чикаго, возведение которого было завершено в 1903 году. Деньги на строительство храма собрал в России во время своего отпуска с 15 января по 15 мая в 1900 году.
С февраля 1904 года – председатель епархиального Цензурного Комитета
6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея. В мае 1906 г. отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов.
В феврале 1907 года был одним из наиболее активных участников первого собора Североамериканской Православной Церкви в городе Мэйфилде.
20 мая 1907 года согласно прошению получил увольнение от службы в Алеутской епархии и в июле того года вернулся в Россию.
Сщмч. Иоанн Царскосельский. Русская икона (1990-е гг.)
В 1907 г. на основании Указа Санкт-Петербургской духовной консистории, протоиерей Иоанн Кочуров направляется в качестве законоучителя в Нарвские мужскую и женскую гимназию. В Нарве он был приписан к Преображенскому собору. В Нарве о. Иоанн прослужил 9 лет. 6 мая 1912 г. о. Иоанн был удостоен ордена св. Анны 2-й степени, а еще через 4 года – ордена св. Владимира 4 степени, который прибавлял к многочисленным церковным и гражданским наградам заслуженного протоиерея право на приобретение дворянства.
В ноябре 1916 года был назначен на освободившуюся вторую вакансию в Екатерининском соборе Царского Села. Семья Кочуровых проживала вблизи собора в д. 29 по Оранжерейной улице.
Утром 30 октября 1917 г. большевики, находившиеся на подступах к городу подвергли его обстрелу. В соборе был отслужен молебен о прекращении междоусобной брани, после которого настоятель храма протоиерей Н.И. Смирнов вместе с двумя другими соборными священниками отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко приняли решение о проведении в городе крестного хода с чтением молебна о прекращении междоусобной брани. Не смотря на то, что в это время город обстреливали, крестный ход был достаточно многолюдным. В это время город оставляли казачьи части.
31 октября в Царское Село вступили большевики. Сразу начался обход квартир и аресты. Обезумевшая солдатня схватила священников за то, что организуя крестный ход священники собора якобы молились о победе казаков. Отец Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело, но получил несколько ударов по лицу. Затем с гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа солдат повела его к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына гимназиста, беспомощно бежавшего за отцом.
По одним сведениям расстрел происходил так:
“Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Священник долго хрипел и грыз мерзлую землю. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал “прикончить как собаку” [1].В письме одного из четырех арестованных священников, прот.Николая Смирнова, настоятеля царскосельского Екатерининского собора, опубликованном во “Всероссийском Церковно-Общественном Вестнике” N 139, 1917г., приведены следующие сведения: “Судебно-медицинский осмотр тела установил смерть мгновенную – было выпущено до 6 пуль, из них две были, по-видимому, разрывные…”.
Икона священномученика Иоанна Кочурова
Тело пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, откуда перенесено в Екатерининский собор, где в субботу 4 ноября 1917 г. было отпето и доставлено в усыпальницу ввиду того, что горожане ходатайствовали о погребении усопшего здесь же, под собором.
8-го ноября по убиенному отцу Иоанну в Казанском соборе Санкт-Петербурга была отслужена панихида. Епархиальный совет Петроградской епархии принял обращение, в котором призвал к воспомоществованию семье о. Иоанна.
Ровно через 5 месяцев после кончины о.Иоанна, 31 марта 1918 г., когда количество известных Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов была совершена первая в истории Русской Церкви “заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам” вслед за убиенным священномучеником митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн Кочуров.
2 декабря 1994 года о. Иоанн Кочуров был причислен к лику святых новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
В 2006 году при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины были обретены мощи священномученика Иоанна Кочурова. Антропологические исследования проходили в Институте материальной культуры РАН при содействии экспертов-криминалистов из ГУВД по Санкт-Петербургу и области. Официально об обретении мощей было объявлено в день празднования памяти святого — 13 ноября 2008 года. Как сообщил благочинный Царскосельского округа, настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев, “при взрыве собора череп святого Иоанна был раздроблен на несколько частей. Сейчас мощи находятся в алтаре Софийского собора. По праздникам мы выносим их для всеобщего поклонения. Позже, когда сделаем раку, и будет построен Екатерининский собор, перенесем мощи туда. В нижнем помещении храма будет музей и усыпальница Иоанна Кочурова” [2].
Награды орден Российской империи св. Анны 3-й степени (по представлению святителя Тихона (Беллавина), за труды по возведению Чикагского храма) золотой наперсный крест (к десятилетию священнического служения, 20 июля 1905) МолитвословияТропарь, глас 1
Сщмч. Иоанн Царскосельский. Американская икона (1990-е гг.)
Любо́вию к Бо́гу распаля́емь,/ жизнь свою́ му́ченически за Христа́ и бли́жних положи́л еси́,/ сего́ ра́ди вене́ц пра́вды от Него́ прия́л еси́,/ моля́ всеблага́го Бо́га, священному́чениче Иоа́нне,/ Це́рковь святую́ сохрани́ти в ми́ре// и спасти́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 4
Егда́ моле́бствие с кре́стным хо́дом соверша́л еси́/ о умире́нии междоусо́бныя бра́ни,/ тогда́же и от безбо́жников убие́н был еси́,/ священному́чениче Иоа́нне Царскосе́льский,/ не преста́й и ны́не моли́тися за ны,/ да сохрани́т Госпо́дь Це́рковь Ру́сскую и страну́ на́шу от се́тей раздо́ра и мяте́жа диа́вольскаго// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Тропарь из английской службы, глас 1 [3]
Я́ко и́стинный па́стырь всем показа́лся еси́,/ о священному́чениче Иоа́нне Чика́гский,/ ты бо воспита́л еси ста́до свое́ в ве́ре правосла́вней,/ сло́вом и де́лом наставля́я его́ на путь спасе́ния,/ и ве́ру защища́я да́же до проли́тия кро́ви твоея́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́ духо́вныя, благода́рственно вопие́м:/ сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость и вене́ц му́ченический ти́ Дарова́вшему,// сла́ва всем Подаю́щему тобо́ю ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8
Ре́вностно па́стырское служе́ние свое́ исполня́яй,/ ты я́ко же́ртву благоприя́тную ду́шу свою́ Бо́гу прине́сл еси́,/ моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне,// мир ми́ру дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Ин кондак, глас 8
Я́ко первому́ченика Це́ркве Росси́йския убла́жаем тя,/ священному́чениче Иоа́нне, па́стыря Села́ Ца́рскаго,/ кро́вию свое́ю извести́вшаго поднебе́сную всю о нача́ле гоне́ний лю́тых и жесто́ких,/ в ни́хже просия́ ве́лий сонм новому́ченик,/ и́миже ди́вно просла́вися Дом Госпо́день,// Ему́же святы́ня подоба́ет в долготу́ дний.
Кондак из английской службы, глас 3 [3]
Ны́не святы́й священному́ченик просла́вляется/ я́ко крест свой взе́мый и по Христе́ гряды́й,/ показу́я нам о́браз и́стиннаго учени́чества./ Те́мже воззове́м ему́ велегла́сно, глаго́лющи:// ра́дуйся, о́тче Иоа́нне, сла́ва свяще́нников.
Использованные материалы Страница сайта Русское Православие : http://ortho-rus.tk/articles/beloe-duhovenstvo-2833.html БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. : http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/n…AXQ Страница сайта Чаттанугского Тихоновского храма Православной Церкви в Америке: http://sainttikhons.org/St._John_Kochurov.html – использована икона Тропари, кондаки и служба священномученику Иоанну Кочурову протоиерею Царскосельскому (†1917) // Блог пользователя SOBOR VORONEZH_ в ЖЖ: https://sobor-voronezh.livejournal.com/33401.html New Text For Feast Of St. John Of Chicago [служба на англ. яз.] // Официальный сайт храма ап. и еванг. Луки ., г. Палос-Хиллз, Иллинойс, США (архивная копия): https://www.stlukeorthodox.com/html/saints/stjohnofchicago/t…cfm[1] Статья в антибольшевистской газете М.Горького “Новая жизнь” [2] “Вода живая”, 22.11.2008. http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-11-21/id/1066/
[ 3 ] Перевод диакона Александра Васильева, Киев.
Последние новости
В Липецке решают проблему дефицита кадров
Прошло заседание липецкой городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Сервис «наличные на кассе» действует в 400 торговых точках Липецкой области
Елена Стегачева О том, как работает услуга, рассказал эксперт Всё больше магазинов, которые работают в сельской местности, предоставляют услугу «наличные на кассе».
Первый случай гриппа у ребенка выявили в Липецке
Юля Кобзева От ОРВИ в больнице лечатся 22 малыша В Липецке впервые за сезон гриппом заболел ребенок.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований