07.07.2022

На Ивана на Купалу жизнь начни свою сначала: ключевой водой обмойся и душою успокойся

Иван Купала - один из важных праздников славянского календаря. В этот день 24 июня/7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции - праздник в честь Рождества св.

Иван Купала - один из важных праздников славянского календаря. В этот день 24 июня/7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции - праздник в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня

Недавно левтолстовцы, в числе которых был и сотрудник районной газеты, вспомнили старинные обычаи и традиции на берегу реки Красивая Меча, побывав на традиционном фестивале славянской культуры «Купальские вечера» в селе Второе Троекурово Лебедянского района.

Уже в четвёртый раз праздник середины лета – Иван Купала - собрал немало гостей из различных уголков Липецкой области. Старинные костюмы, исконно русские песни и танцы, богатырские забавы для мужчин, игровые площадки для детей, катание на лодках, народные промыслы, мастер-классы по лозоплетению, созданию традиционных поделок и ковриков, украшений, венков из полевых цветов – различные развлекательные локации были под стать тематике фестиваля.

С утра и до позднего вечера над зеркалом речной глади и разноцветным ковром благодатных полей лились русско-народные песни, звенел бойкий стук каблучков профессиональных танцоров. В обширной концертной программе с участием самодеятельных коллективов выступил и Лев-Толстовский ансамбль русской народной песни «Раздолье». По уже сложившейся традиции руководитель Юлия Мартынова вывезла артистов на праздничные гуляния, чтобы не только продемонстрировать свои творческие способности, но и посмотреть, на что способны другие, насладиться всеобщим народным единением на лоне природы. Коллектив исполнил «Барыню» и «Разудалый перепляс». Аида Айвазян сольно спела «Озорную». Закончился фестиваль зажигательным файер-шоу и огромным общим костром.

В православной вере

Церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников. Согласно евангельской легенде, в этот день свершилось предсказание архангела Гавриила - у престарелых супругов священника Захарии и Елисаветы родился долгожданный сын, которого нарекли Иоанном. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии. Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Провозглашая приближение Царствия Небесного, Царства Божия, Иоанн призывал людей покаяться в грехах, наставлял всегда делиться с ближними и не причинять им вреда. Покаявшиеся проходили обряд очищения в водах Иордана, который называли «крещение водой» или «полное погружение». Проводил крещение Иоанн, за что и получил ещё одно имя - Креститель. В водах Иордана от Иоанна приняли крещение водой Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на него ученикам и всем присутствовавшим и сказал: «…вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

По русской традиции

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало на зиму. В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днём летнего солнцеворота. Святой наделялся такими эпитетами, как свет, светоч, предшествующий солнцу, которое соотносится с образом Иисуса Христа. Характерные черты Иоанна нашли отражение в местных названиях праздника: Иван Цветный, Травный, Колдовник, Любовный, Чистоплотный, Весёлый, Купальник, Лопуховатый, Гулящий, Веничный, Градобой.

Давняя черта обрядово-мифологического комплекса купальского праздника - связь его с природными стихиями - огнём, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой. Сочетание этих компонентов обнаруживается в имени «Купала». В народной этимологии оно связано с глаголами «купать», «кипеть».

В рамках купальской мифологии огонь и вода осмысляются как брат и сестра, наделённые у восточных славян именами Ивана и Марьи. Они вступают между собой в любовные отношения, считавшиеся кровосмешением у многих народов мира, и потому запрещёнными. Нарушившие запрет брат и сестра воплотились в двухцветном растении, лепестки которого окрашены в жёлтый и синий цвета. У русских этот цветок, ставший символом праздника, известен под названиями иван-да-марья, иваньковский цвет, цветок Купалы.

Празднование Иоанна Купалы непременно сопровождалось омовением. Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами: утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Калужские крестьяне говорили также, что в этот день необходимо хоть раз окунуться в воду, чтобы в течение лета чувствовать себя в ней безопасно. Где существовал запрет на купание в реках и озёрах, омовения совершались в святых источниках. В других случаях вместо массовых купаний, а иногда и не исключая их, было принято мыться и париться в банях, которые топили с утра. При этом пользовались ивановскими вениками и водой, настоянной на ивановских травах .

Девушки, а иногда и женщины, на рассвете совершали ритуальное омовение росой. Чтобы собрать воду, по мокрой траве таскали скатерть и выжимали её в какую-нибудь посудину. Считалось, что они прогоняют болезни и очищают кожу от прыщей и угрей, умывая росой лицо и руки. В Сибири Иванову росу применяли в случае заболевания глаз. Русские крестьяне использовали купальскую воду и росу не только для собственного омовения. Например, в Вологодской губернии к празднику Иоанна Крестителя (или к кануну праздника) было приурочено мытьё «квашонок», посуды для замешивания теста, производимое один раз в год. Для этого женщины выносили «квашонки» на реку или к колодцу. В Сибири хозяйки выставляли под Иванову росу пустые крынки, полагая, что после этого «снимок» (сметана) с молока будет толще. Там же под Иванову росу клали лекарственные травы.

Одним из довольно распространённых обрядов было обливание каждого встречного… грязью. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа.

На Руси говорили, что в течение праздника свободно разгуливает нечисть. Об этом свидетельствовали ряженые. Например, в Псковской губернии рядились животными, а также «чаровницами»: надевали шубу мехом наружу или рваную одежду и скакали верхом на палках.

На Ивана Купалу группы молодёжи уходили в леса, в поля, где устраивали гулянья , разводили костры, прыгали через огонь (кто удачнее и выше - тот будет счастливее), скакали через «стрекаву» (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи. Одной из наиболее популярных игр купальских молодёжных гуляний были «горелки».

Купала-травник

Неотъемлемую часть обрядово-мифологического комплекса купальского праздника составляли поверья и ритуалы, связанные с растительным миром . Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

Наибольшим вниманием пользовались:

Петров-крест - трава, похожая на простой горох без стручков. (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.) Чертогон - трава с теми же свойствами: её втыкают в трещину над воротами и калиткой - от колдунов, и под крышами - для изгнания чертей. Чернобыль-трава. Эту траву заплетают в плети и кладут их под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья». Зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия её нужно выдержать в молоке. Расперстьице - эту траву сушат, и порошком её присыпают больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли).

Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров).

Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники. В Вятской и Орловской губерниях считали, что веники, заготовленные раньше, наносят вред здоровью - «на теле будет «чёс». На очистительные свойства ивановских трав уповали при сборе растительного материала для мётел.

С особым вниманием крестьяне относились к своим посевам. Усилия в этот период были направлены на сохранение уже созревших колосьев от воздействия потусторонних сил и посягательств человека, физическое и духовное очищение перед началом полевых работ, универсальным средством для которого служили вода и огонь, а также на получение от природы и земли силы и здоровья. С этой целью молодёжь каталась по ржи. Девушки, собравшись вместе, шли в ржаное поле, прихватив с собой обетную кашу . Они обходили посевы восемь-десять раз, периодически останавливаясь, чтобы совершить на поле обрядовую трапезу.

КСТАТИ

В нашем районе праздник Ивана Купалы традиционно отмечают в Кузьминке. Из года в год местные жители и те, для которых эта деревня – малая родина, с удовольствием собираются вместе за большим ломящимся от кулинарных шедевров столом, чтобы необычно провести досуг. По уже сложившемуся обычаю они сжигают чучело Купалы, делятся друг с другом историями из жизни, поют песни, прыгают через костёр, водят хороводы, играют в ручеёк, ищут папоротник и на рассвете пускают по воде пруда венки.

Автор:  Абросимова Ирина Владимировна

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *