Домой… к началу самому маршрутами вчерашними, где небо синей вечностью укутывает нас
Месяц назад храм свт. Николая Чудотворца в селе Острый Камень обрёл нового настоятеля - уроженца Лев-Толстовского района иерея Виталия Пермякова.
Месяц назад храм свт. Николая Чудотворца в селе Острый Камень обрёл нового настоятеля - уроженца Лев-Толстовского района иерея Виталия Пермякова. Предлагаем вам, уважаемые читатели «Народного слова», познакомиться с духовным руководителем прихода.
- Батюшка, поздравляем Вас с возвращением на малую родину! Расскажите, как Вы пришли к Богу?
- Кто-то приходит к Богу через жизненные потрясения, утраты, сложности. Другие - через знания по истечении какого-то времени. А есть те, кто вырастает в церкви и уже не может представить без неё свою жизнь. Мой случай третий, наверное, самый гармоничный, бесхитростный, но в то же время не лишённый своих испытаний.
В детстве, которое у меня прошло в посёлке Лев Толстой, я был активным ребёнком: помимо основной учёбы, занимался в разных кружках, учился в музыкальной школе, выступал на сцене. Моя мама Маргарита Викторовна - верующая женщина. С раннего возраста вместе с ней я ходил в церковь, позже стал воспитанником воскресной школы при Троицком храме, пономарил. Кстати, первый раз в алтарь меня, девятилетнего мальчишку, взял нынешний настоятель Домачёвского храма отец Евгений. В то время он был дьяконом. С 12 лет на службах я читал «Апостол» и псалтырь. Я вырос при нашем Троицком храме, с малых лет мечтал стать священником, и иной мысли у меня никогда не возникало.
Нужно сказать, что учились в воскресной школе и пономарили мы всегда втроём: Александр Бондаренко, я и Василий Жемчужников. Мы дружили и решили связать свои жизни со служением Богу. Сейчас, кстати, отец Александр – настоятель в храме села Троицкого, а Василий преподаёт в академии греческий язык.
- Кто оказал влияние на Ваш выбор?
- Многие хорошие люди, священники. Самый первый, наверное, - отец Николай Кононович, который оставил такой сильный отпечаток в моей памяти. Он был отставным подполковником, очень многому учил, объяснял, рассказывал. Это и священники Михаил Беленикин, Евгений Ефремов, Роман Курлыкин, который был настоятелем в Остром Камне, Андрей Гусев.
- Как сложилась Ваша судьба после окончания школы?
- После окончания школы в 2012 году я поступил в Московскую духовную академию. Это самое старейшее высшее учебное заведение Русской православной церкви, которое находится в стенах Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиеве Посаде. Попасть туда было очень трудно. Конкурс - три человека на место, и нужно было пройти 5 собеседований и сдать 8 экзаменов. К поступлению готовились сами: учили Ветхий и Новый Заветы, церковную историю, историю России, русский язык, церковное пение и чтение, догматическое богословие, литургику (последовательность богослужений) и т.д. Но особенно волнительными для меня были собеседования с ректором, проректором и Советом старцев.
- Как был организован учебный процесс?
- Жили мы в монастыре по 18 - 22 человека в комнате. Каждые 2-3 месяца нас переселяли. Большую часть времени мы находились в чертогах, где когда-то располагались царские конюшни. Там на 150 человек было всего три душа. Эти испытания давались нам по благословению ректора архиепископа Евгения (ныне он митрополит Таллинский и всея Эстонии). Это очень мудрый человек, который на протяжении 25 лет возглавлял академию. Он приучал нас не привыкать к комфорту и устоявшемуся образу жизни. Всегда делал акцент: «Мы – школа, Московская духовная школа. Задача института и университета - научить, а задача школы – воспитать». Поэтому воспитывали нас серьёзно. И кроме основного послушания (у меня это было пение в братском хоре Троице-Сергиевой лавры и работа в студенческом журнале «Встреча»), мы ещё постоянно выполняли наряды по столовой, в продскладе, разгружали фуры, убирались. Такой баланс учёбы и физического труда является философией академии. Это время было тяжёлым, но сейчас оно вспоминается с теплотой, радостью и благодарностью.
- А свободное время у вас было?
- В общем-то, да, но мы никогда не сидели без дела. Было много каких-то студенческих активностей. Мы писали сценарии и ставили пьесы в нашем театре. Один спектакль «Бедность не порок» Островского мы представляли на сцене Малого театра на Ордынке. Какое-то время вокалом с нами занимался солист Большого театра Павел Зорин. Жизнь была очень насыщенная, скучать не приходилось. Мы часто ездили в храм мученицы Татианы при МГУ, там принимали участие в фестивалях, различных балах и других студенческих инициативах. Господь так устроил, что когда меня рукоположили во дьякона, я стал служить в этой церкви параллельно обучению: помогал священнику, украшал и вёл службу. Ещё преподавал в воскресной школе. Приход там был очень хороший.
- Батюшка, а почему Вы не остались в Москве, раз уже служили в церкви при МГУ?
- На самом деле, за время служения в храме святой Татианы я очень полюбил приход, но не полюбил жизнь в Москве. Первое время нравилось везде ездить, узнавать новые интересные места, но этот, как действительно говорят, бешеный ритм мне не подходил. Ты много в чём задействован, занят, но всё какое-то пустое, как будто ненастоящее. И желание жизни спокойной, в которой я вырос, было намного сильнее. В моём сердце - большая любовь к нашему краю. И где бы я ни находился, меня всегда тянуло обратно домой.
- После окончания академии Вы вернулись на малую родину?
- Нет. Я мог бы сразу попроситься в родную Елецкую епархию или остаться в Москве, но решил довериться воле Божьей и по распределению был направлен в Хакасию. Ещё один момент распределения - некое приключение. Когда бы ещё я туда отправился! Можно съездить куда-то на недельку или две, а вот пожить, на самом деле узнать - это совсем другое. Кстати, меня должны были отправить на Камчатку, но в последний момент всё изменилось. Сначала немного расстроился. Потом решил, что Богу так угодно. И, действительно, оказалось, что в Хакасии - большой дефицит кадров. Меня сразу поставили вторым дьяконом при архиерее в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Абакана, столицы республики. Два года я занимал должность помощника по информационным технологиям и контролировал, чтобы богослужения проходили по всем правилам. Спустя год меня рукоположили в священники.
- Вам понравилась природа Сибири? Отличается от нашей?
- Вместе с архиереем мы много ездили по Хакасии. Природа и климат там удивительные. Если поехать в три стороны от города, то через час можно попасть в разные природные зоны. С северной стороны - это тайга; с другой - сопки, горы, Саяно-Шушенская ГЭС, Енисей; а с третьей - бескрайние степи с их 10000-летними курганами. Едешь, а вокруг на сотни километров дикая природа, не тронутая рукой человека. Всё это, конечно, очень красиво и захватывающе, но чужое. Другое дело наша природа, такая уютная и приветливая. Поля вспаханы, берёзки выстроились ровными рядками, то тут, то там сёла и деревни. Всё родное, любимое. Поэтому, отслужив 2 года в Хакасии, я с радостью вернулся в Елецкую епархию. Хотел сразу попасть в посёлок Лев Толстой, но владыка Максим сначала оставил меня в Ельце служить в Кафедральном Вознесенском соборе и храме на ул. Черокманова. Там занимался приходом, воскресной школой и возглавлял информационный отдел. Жил в Ельце, часто приезжал домой. Спустя время попросил перевести меня на мою малую родину. А так как бывший настоятель Остро-Каменской церкви отец Иоанн ездил в Лев-Толстовский район из Ельца, владыка дал своё согласие. Это большая радость для меня, ведь больше 11 лет я мечтал вернуться.
- Батюшка, Вы уже знакомы с храмом святителя Николая Чудотворца?
- Конечно. Этот храм - особенный для многих жителей нашего района, в том числе и для меня. Здесь меня крестили, и здесь, если можно так сказать, я делал первые шаги к Богу. В моей семье часто вспоминают такой случай. Как-то раз во время службы, будучи маленьким мальчиком, я сидел на порожках у иконы и смотрел в алтарь на то, как отец Мелетий совершает литургию. Священник взял в руки кадило и стал ходить по храму, раскачивая его и наполняя воздух ароматом ладана. Этот процесс заворожил меня, и я громко воскликнул: «Мам, смотри, какая Боженька с колокольчиками!» Удивительно, что Бог расположил так, что спустя 25 лет я служу здесь настоятелем. Многих прихожан я уже знал до назначения, с остальными ещё предстоит познакомиться. От общения с нашими людьми сердце наполняется радостью, и мне хочется отплатить им тем же - заботой, помощью.
- Как Вас встретил новый приход?
- 21 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы благочинный протоиерей Андрей Гусев, иерей Иоанн и я вели службу. После благочинный представил меня людям, показал указ. Мы очень тепло пообщались. Затем отец Иоанн сказал благодарственное слово, я - приветственное. Люди загрустили, когда прощались со своим настоятелем. Это понятно. Когда я уходил из Елецкого прихода, без слёз тоже не обошлось, но сейчас мне очень хорошо и тепло на душе. Я думаю, что когда всё родное, то и душа радуется, хочется быть всем вместе, любить ближнего, любить Бога. Апостол Иоанн Богослов учил: «Кто говорит, что Бога любит, а ближнего не любит, тот лжёт. Потому что невозможно научиться любить того, кого не видишь, если ты не научился любить того, кто рядом с тобой».
- В каких храмах нашего района Вы ещё служите?
- Я настоятель храма Рождества Христова в селе Гагарино, храма преподобного Сергия Радонежского в селе Сланском и часовни в селе Золотуха. В Гагарине у нас проводятся молебны и панихиды, но так как там пока нет отопления, с наступлением холодов службы прекратятся. Весной будем думать, как решить этот вопрос. Радует, что гагаринцы дружные, инициативные люди, горящие идеей восстановить храм. Поэтому, если всем собраться с силами, всё получится. В Сланском сейчас ситуация другая. Великолепный храм, но очень мало людей. По устоявшейся традиции, мы проводим службы там 2 раза в год: на Сергиев престольный праздник - 18 июля и 8 октября. Если будет возможность, будем служить чаще. Красивая часовня и в Золотухе. Людей много, дружные. Ежемесячно будем проводить там панихиды и молебны.
- У Вас уже есть какие-нибудь планы по развитию приходов?
- Как вижу, больше всего труда сейчас требует храм в селе Гагарино. Остро-Каменская церковь - уже состоявшийся храм, и в плане обустройства, и богослужений - всё в порядке. Осталось социальное развитие. Мы хотим возобновить работу воскресной школы. Набор воспитанников уже ведётся. При храме есть класс с партами и доской. Преподавать буду сам, так как опыт уже есть. На уроках буду рассказывать ребятам о Боге, библии, богослужениях и песнопениях. Потихонечку всё наладится. Ещё у меня есть большое желание посещать школы, нести слово Божье, заниматься культурным и патриотическим воспитанием. Надеюсь, это будет обоюдно.
- Батюшка, скажите, в связи с событиями на Украине люди стали чаще ходить в церковь?
- Святейший патриарх правильно сказал: «Где люди? Нет людей в храмах». Если бы мы чаще посещали храм, молились, то, может, и не было никакого зла. Я помню время начала 2000-х, на литургии 100-200 человек. Людям разрешили, и они побежали в храмы. А сейчас уже пресытились, что даже нынешние события не могут заставить людей пойти в церковь. Чего же мы ждём? Чтобы отняли что-то? Я уверен, что Господь может в одно мгновение всё уладить. Испытания даются нам не просто так. Мы часто забываем о духовном мире, но его законы всё равно действуют. Это как закон физики. Представьте себе: человек спрыгнул с высоты и сломал ноги. Почему он сломал? Потому что действует закон притяжения. Человек мог и не верить в него, но когда прыгнул, он всё равно подействовал. Вне зависимости от того, согласен он с ним или нет. Поэтому в это время нужно молиться особенно много. На каждой литургии возносится прошение к Богу о мире, читается молитва о Святой Руси, в которой мы просим Господа о помощи и о том, чтобы настало мирное время. Просим о единстве церкви; о том, чтобы замыслы злоумышленников не удались; чтобы Господь утвердил в заповедях наших воинов, дал им крепость духа, укрыл от смерти, ран, плена; молимся о лишённых крова, о пострадавших, об убиенных.
- Что бы Вы сказали нашим читателям на прощание?
- Хочу пригласить всех в храм. Не обязательно в наш, Остро-Каменский, - в любой. Посещать богослужения, слышать слово Божье - это важно. Люди так устроены, что часто вспоминают о Боге, только когда что-то плохое происходит в их жизни. Но нужно ещё и благодарить, сказать «Спасибо, Господи, что у меня всё хорошо!», поставить свечку о здравии близких, исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн. Это важная, неотъемлемая часть нашей жизни.
- Спасибо, батюшка, за беседу.
Автор: Тарасенко Антонина ВикторовнаПоследние новости
На парковке у «Маяка» нашли труп
Причину смерти 46-летнего мужчины установит судмедэкспертиза. Вечером 7 января на улице Балмочных у магазина «Маяк» нашли тело мужчины 45-50 лет.
В Липецке ребенок ради хайпа и красивых фото едва не утонул в аквариуме
Подросток сперва хотел помочить ноги, но не удержался и соскользнул на дно Фото:
Липецкие партийцы проведут приём граждан
Основные темы – проблемы военнослужащих и членов их семей. Нужна помощь?
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку