Будет как новый
Доктор Назаров и Матвей теперь большие друзья. Фото Ольги Беляковой Несколько недель назад восьмилетнего липчанина Матвея выписали из областной детской больницы.
Доктор Назаров и Матвей теперь большие друзья. Фото Ольги Беляковой
Несколько недель назад восьмилетнего липчанина Матвея выписали из областной детской больницы. Испытания, который пережил он и его семья, закончились благополучно. Но мама на лучший исход и надеяться не могла. Когда случилась беда, ей оставалось уповать на Божью волю и профессионализм докторов. Одним из летних вечеров она услышала истошный крик сына и увидела его окровавленную руку.
Что в голове у собаки?
— Мама, Бакс откусил мне палец! — раздалось как гром среди ясного неба. Вера Николаевна признается, что ей и сейчас страшно вспоминать тот день. — Наш пес — крупная дворняга — никогда не проявлял агрессии, он вырос с детьми, для них его и заводили. Зимой собаку запрягали, и она катала сыновей на «ватрушке». Они всегда были вместе. В тот день пес гулял во дворе нашего частного дома. Двое сыновей — восьмилетний Матвей и трехлетний Тимофей — играли в догонялки. Я смотрела за ними. В какой-то момент Матвей скрылся с собакой за клумбой, потом раздался его крик.
Как рассказал сам мальчик, пес повалил его, начал облизывать, а потом укусил за палец.
— Сложно понять, что у собаки в голове. Но выглядит это так, будто Бакс заигрался. С другой стороны, за забором гуляла чужая собака, вдруг наш пес занервничал? — сейчас Вера Николаевна может спокойно рассуждать, а тогда в панике не смогла вспомнить, как вызывать «скорую». Пришлось бежать к соседке. Однако первую помощь мать оказала квалифицированно: сначала наложила жгут на запястье и остановила кровь, затем перебинтовала руку.
Матвея доставили в травмпункт областной детской больницы. Осмотрев мальчика, доктор сказал, что палец можно сохранить. Время было дорого, поэтому заведующий травмпунктом Владимир Назаров провел операцию там же, в травмпункте. Мальчик держался мужественно, что тоже сыграло свою роль.
— Был проведен металлоостеосинтез, то есть вставлена спица, соединяющая кости, — сообщил Владимир Афанасьевич. — Две недели ребенок проходил со спицей, около трех недель он провел в гипсовой повязке. Пальчик прижился, рука сохранила все функции.
Доктор уточнил, что без изрядной доли везения, конечно, не обошлось. Когда ребенка привезли, большой палец его левой руки висел на лоскуте кожи ладони. Но были сохранены крупные сосуды и сухожилия, потому что укус пришелся выше фаланги. В этой ситуации были серьезные шансы на успех. А вот пару лет назад другому ребенку палец восстановить не удалось — его отрезало хлеборезкой начисто.
Верните Бакса
Сейчас Матвей уже спокойно гуляет во дворе, правда, без собаки. «А Бакс меня не тронет?» — поначалу спрашивал мальчик. Сейчас испуг прошел, и ребенок просит вернуть хвостатого друга. Но Бакс сбежал.
— Мы открыли ворота, когда ждали «скорую». Вернулись домой — а пса нет, — объясняет Вера Николаевна. — Прогонять его не собирались — если бы обследовали собаку, не пришлось делать ребенку лишние прививки.
— Люди не знают, как общаться с собакой, — это основная причина, которая приводит к покусам, — комментирует ситуацию руководитель зооцентра «Ковчег» Ирина Жестик. — Недаром кинологи в первую очередь занимаются не дрессурой, а учат хозяина понимать своего питомца. Пес, даже небольшого размера, — это вовсе не «няшка», как многие думают. Процессы, которые происходят с животным, человек не осознает. Быть может, когда-то на собаку замахнулись с агрессией, а в роковой момент мальчик начал размахивать руками. Агрессия возрастает, если рядом самка, тогда самец может разорвать кого угодно, и еще хуже, когда на пути встретится стая возбужденных собак.
Таких операций, как в случае с Матвеем, в мире проводят по нескольку сотен в год, сообщил Владимир Назаров. Вообще покусы собак — как диких, так и домашних — происходят систематически.
Тройка лидеров антирейтинга
Мы попросили Владимира Афанасьевича рассказать, где чаще всего травмировались маленькие липчане этим летом. Оказалось, травму можно получить и на ровном месте.
— Сегодня девочку привезли — зацепилась мизинцем за шкаф, в результате — вывих, — привел пример доктор Назаров. — Есть редкие случаи, однако прослеживаются и тенденции. Ежедневно на операционном столе травматологического отделения детской областной больницы оказываются по два-три ребенка.
Вместе с Владимиром Афанасьевичем мы составили антирейтинг самых опасных мест и занятий для детей в Липецке.
Давно не новость, что автотрассы являются основным источником опасности для детей. И по праву лидируют в этом списке. На втором и третьем местах — велосипеды и ролики (в их число вносим и скейтборды).
— Велосипедистов к нам привозят по два-три человека в неделю, — говорит доктор. — Случаются тяжелые травмы, включая черепно-мозговые, переломы верхнего плечевого пояса. Как правило, велосипедист на высокой скорости наезжает на препятствие, часто это бордюр. В итоге человек кубарем летит вперед и получает серьезный вред здоровью.
Если ребенок наткнулся на препятствие на роликах или доске, будут примерно схожие травмы. Но здесь возможен и другой сценарий. Роллеры часто падают на спину, ударившись затылком.
— Родители должны понимать: если ребенок сел на велосипед или встал на ролики, — упадет обязательно, — считает доктор. — Поэтому у детей следует воспитывать уважение к технике безопасности. Уговорить ребенка не ездить на высокой скорости непросто, но сделать это необходимо. Жаль, что в Липецке редко можно увидеть велосипедиста в каске. А вот в Европе это норма жизни.
Что опаснее — качели или шприц?
Что касается игровых площадок, то серьезная травма на современной детской горке — это редкость. Выполнены они из пластика, для детей такие сооружения не травматичны. Чего нельзя сказать о турниках. Особенно опасно выполнять упражнение «Солнышко». Переломы от падений в этом случае бывают сложными: оскольчатыми, со смещением. Часто подобные упражнения заканчиваются на операционном столе.
Еще одна опасность — старые тяжелые качели. В областной больнице недавно лежал ребенок, который получил серьезную черепно-мозговую травму. Мальчик пробегал мимо качелей, когда на них катались дети, и получил подножкой удар по голове. В итоге — несколько недель в больничной палате. Однако современные качели чаще всего устанавливают из легкого пластика, удар от них вряд ли травмирует.
Турники и качели — не единственная опасность во дворах. Сейчас у врачей наблюдаются семеро маленьких липчан, поранившихся об иглы шприцов, брошенных прямо в песочницах. Из-за таких царапин можно получить гепатит, не исключен СПИД. Но пока обошлось без трагедий.
Представляют опасность и застекленные двери в квартирах. Были случаи, когда дети с разбега выбивали руками стекла и резались о них. А трагедии, произошедшие из-за того, что малыши, опираясь на москитные сетки, выпадали из окон, до сих пор в памяти у доктора.
Но есть проблема, о которой мало кто знает. Это заборы из профлиста. Металл срезает начисто кожу с ладоней, когда ребенок пытается перелезть через забор и цепляется за него руками. Только за последние пару недель к доктору дважды обращались с такими травмами.
Перечисленные случаи нельзя назвать системными, но помнить о них необходимо. Подметил Владимир Афанасьевич и еще одну печальную тенденцию.
— В последнее время в разы возросла частота травмирования грудничков. Их привозят после падения с пеленальных столов или с диванов. Современным родителям кажется, если малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться, можно не беспокоиться. А он возьми — и перевернись! Это происходит неожиданно, в самый неподходящий момент, когда мама или папа отвернулись. Случается, груднички получают черепно-мозговую травму прямо на руках у мамы — их бьют головками об косяки, когда поворачиваются сами, не понимая, что ребенок заденет стену. Безалаберность родителей настораживает.
— Сегодняшние молодые мамы принадлежат к поколению 90-х. Тогда в семьях воспитывалось по одному ребенку, они не нянчили младших братьев, сестер, племянников. Девочкам не у кого было перенять навыки материнства, — в этом видит причины участившихся травм грудничков Владимир Назаров, который трудится в травматологии без малого сорок лет.
Напоследок доктор нас обнадежил: взрослея, дети реже получают травмы. Пациентами Владимира Афанасьевича чаще всего становятся ребята младшего школьного возраста. Исключением могут быть подростки, занимающиеся паркуром.
Совет врача
— Отдайте ребенка в спортивную секцию, — советует Владимир Афанасьевич. — Или в художественный кружок. Пусть это звучит банально. Но вы знаете, когда у нас самая высокая «посещаемость»? В мае — по сотне человек в день. Заканчиваются уроки, становится по-летнему тепло — и ребятня стремится на улицу. А вот в летние месяцы — уже на треть меньше. Дети к этому времени разъезжаются по лагерям, их отдых организован, они заняты. Так что вывод очевиден: пусть в свободное от учебы время они будут под присмотром тренера или педагога. Чтобы не набедокурить, не получить травму, дети должны быть заняты делом.
Лариса ПустоваловаПоследние новости
Помните о правилах пожарнoй безопасности в отопительный периoд!
Главное управление МЧС России по Липецкой области напоминает, что в осенне-зимний отопительный период необходимо обратить особое внимание на выполнение требований пожарной безопасности.
Познавательный час «История ёлочной игрушки»
Накануне Рождества в зале технико-эконономической и сельскохозяйственной литературы прошел познавательный час «История елочной игрушки».
"СЛОВНО В СКАЗКЕ" создание карты желаний
Под руководством Елены Двуреченской, участники арт-мастерской создавали собственные карты желаний на 2025 год.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения