Восхождение длиною в жизнь
Владимир Гостев на фоне вершины Караджаш Южный (Архыз-2019). Однажды в походе на Алтае группа из четырех человек решила сходить на перевал Детский.
Владимир Гостев на фоне вершины Караджаш Южный (Архыз-2019).
Однажды в походе на Алтае группа из четырех человек решила сходить на перевал Детский. Поднявшись на определенную высоту, альпинисты поняли, что ошиблись и забрались не туда. Девушка из команды ушла чуть вперед, решив сократить путь по верху склона. Приблизившись к вершине перевала, парни не увидели ее там. Вечерело, пошел дождь. В голову стали лезть тревожные мысли. Двое пошли искать вниз, а самому опытному из группы Владимиру Гостеву пришлось карабкаться вверх без страховки. Снаряжение не брали (маршрут его не предполагал), мокрые от дождя скалы стали скользкими.
— Страху натерпелся, — признается липчанин. — Но не отправиться на поиски не мог: кто, если не я? Сверху увидел нашу спутницу, к счастью, и она меня заметила, знаками показал, куда ей двигаться. Мне предстоял еще спуск, не менее опасный. Перевал оказался совсем недетским! Наверное, горы проверяли меня на прочность.
Сила коллектива
История с хорошим финалом многому научила Владимира, заставила понять, что в горах нельзя пренебрегать правилами, в том числе негласными. Например, разделяться стоит только в исключительных случаях, когда кому-то требуется помощь. Кстати, и такой опыт за три года занятий альпинизмом у Владимира уже есть.
Весной молодой человек отправился на традиционные сборы в Архыз (Карачаево-Черкессия). И вот сообщают, что инструктор одной из групп упал с крутого участка и получил переломы. На помощь обычно отправляются самые опытные альпинисты и те, кто оказался в зоне бедствия. Владимиру с товарищем предстояло принять с равнины носилки и чемодан с медикаментами и максимально быстро передать их тем, кто стоит лагерем выше. Но оказалось, что там о трагедии не знали и занимались своими делами. Сбор занял бы много времени, решалась судьба человека — и Владимир с товарищем были вынуждены продолжить путь. В темноте, без теплых вещей для ночлега и еды. Пилот вызванного вертолета отказался сажать машину на снег, хотя альпинисты вытоптали ровную поляну. Сменяя друг друга, команда горников на носилках понесла товарища в долину по весьма непростому рельефу. Жизнь инструктора была спасена.
— Мне очень близка советская традиция альпинизма, — говорит Владимир. — В отличие от западной, где стремятся завершить маршрут во что бы то ни стало, не свернув с пути ради помощи попавшему в беду, большинство наших готовы прийти на выручку, даже жертвуя собственным восхождением, к которому готовились много лет. Даже на запредельной высоте, где каждый может выжить, рассчитывая только на себя. Пример советского альпиниста Анатолия Букреева, спасшего несколько человек при восхождении на Эверест, не теряет своей актуальности.
Никогда не поздно начать
Альпинизмом Владимир Гостев по современным меркам занялся довольно поздно — почти в тридцать лет. За три года «добрался» до второго спортивного разряда. Спортивная закалка, конечно, имелась. В детстве занимался рукопашным боем, в юности баскетболом, а в университете, где учился, а потом работал, увлекся туризмом. Походы выходного дня, «покатушки» на велосипеде по Липецкой области. Однажды с товарищем даже поехали с велосипедами в Абхазию на новогодние праздники. В праздничную ночь выпал такой снег, какого местные уж лет тридцать не видели. Вид припорошенных мандариновых деревьев подарил эмоции, которые не забываются.
Катается на коньках, пробежал три марафона, причем один из них — в тренировочном формате: с друзьями стартовали из Липецка и финишировали в Грязях. Запомнился многим спортивный парень и на Липецком марафоне: 42 километра 195 метров он преодолел в деловом костюме.
— Как-то откликнулся на предложение поехать на сборы, которые весной проводит в Архызе областная федерация альпинизма, скалолазания и спортивного туризма, — рассказывает липчанин. — Если это действительно твое, раз поднимешься в горы — и уже не сможешь остановиться. Есть дополнительный плюс в том, что пришел в альпинизм «в возрасте»: адекватнее оцениваешь риски. Этот вид спорта пленил меня не только видами, которые открываются с высоты. Горы — это, скорее, способ, чем цель. А ее я могу выразить одним словом — самосовершенствование.
Альпинизм, как поясняет Владимир Гостев, не только само восхождение. Это постоянные тренировки, стремление научиться чему-то новому. В горах требуются физические данные и способности — от элементарной выносливости до умения применять так называемую «взрывную мощность», когда нужно, к примеру, перепрыгнуть через трещину во льду. Плюс морально-волевые качества: умение быстро принимать правильные решения и нести ответственность, просчитывать риски. Да и любое, даже самое современное снаряжение будет бесполезно, если не уметь им пользоваться.
Владимиру нравится то, что в альпинизме есть чему учиться всю жизнь. В этом году прошел курсы ледолазания в Приэльбрусье у мастера спорта международного класса Михаила Ситника. В родном регионе получить такой навык практически невозможно — единственным местом тренировок могут послужить замерзшие водонапорные башни. Съездил в Крым, где у этого же инструктора прошел школу трэдового лазания (это прохождение маршрута с установкой своих точек страховки). На новогодние каникулы Владимир обязательно выберет полезные курсы.
Штурмуя Эльбрус
Знания не раз выручали липчанина в походах. Расслабляться не стоит даже на маркированных простыми маршрутах. По традиции тем, у кого нет выходов в сезоне, на сборах полагается пройти «открывашку», и лишь потом восхождениями удовлетворять свои спортивные амбиции. Однажды единственный новичок, ради которого и затеяли такой выход, заболел, и в путь отправились его более опытные товарищи. Но со времени маркировки маршрута изменились условия — в одних местах выпал снег, в других стаял, обнажив камни, в третьих образовались трещины во льду, и только подход к вершине занял около девяти часов. На Эльбрусе легче было — так вспоминают участники этот длинный и нудный переход.
На самую высокую гору России Владимир поднялся в прошлом году. Штурмовать Эльбрус решили с севера, а не с юга, как большинство, и спуститься с другой стороны. Хотелось увидеть по-настоящему девственную природу, а не загаженное коммерческими туристами место. Гора встретила туманом и дождем в первый день и заставила засомневаться — а стоит ли? С собой приходилось тащить все вещи (содержимое рюкзака весит около 25 килограммов) в противовес тем, кто совершает восхождение на вершину из базового лагеря относительно налегке (пять килограммов). Заброска части вещей повыше принесла новые испытания — начался ветродуй, на борьбу с которым потратили много сил, а на стоянке забравшиеся в палатку суслики съели конфеты и почти всю колбасу. Но, поднявшись выше облаков, альпинисты забыли об этих неприятностях: солнце расцвечивало долину в казавшиеся нереальными цвета.
— Начали восхождение на обе вершины Эльбруса в темноте, при свете фонариков, и было неясно, сколько прошли и сколько осталось, — вспоминает Владимир. — Рассвет все расставил по местам. Чувствовал себя скайраннером (скайраннинг — скоростное восхождение), взбежав на высшие точки. Обогнал коммерческие группы — и наслаждался минутами одиночества на вершине.
Берегись «чемодана»
В Узунколе (Кавказ), выполняя восхождение на второй разряд, разбил колено — у опытного инструктора из-под ноги выпал камень, оставивший метку и на щеке альпиниста. От таких «живых камней» не застрахован никто на маршруте. Владимир уже попадал в камнепад, когда выше сорвался «чемодан» (огромный валун) — спасло расстояние: по пути тот разбился на более мелкие, которые только поранили.
Но вспоминаются больше приятные моменты. К примеру, восхождение на Ай-Петри в начале января. С первой попытки крымская вершина не поддалась — туристы сразу пошли не тем маршрутом, вечер застал врасплох. И парни решили возвращаться. А через пару дней снова приехали к подножию. На Ай-Петри поднялись, планируя спуститься по канатной дороге, но не учли зимнее расписание и опоздали на заключительный рейс. Единственным вариантом было пройти пешком по серпантину 20 километров. Разве после таких пережитых приключений можно оставаться равнодушным к горам? Для Владимира ответ однозначен.
Сегодня он мечтает о походе на высшую точку Алтайских гор Белуху и поездке в Ала Арчу — район Киргизии, знаменитый своими ледовыми маршрутами. А еще о возможности полноценно тренироваться в родном городе, в котором нет пока профессионального скалодрома (приходится ездить в соседний Воронеж).
Олеся Скворцова