По железным артериям века - стук колёс, словно пульс человека

В минувшие выходные левтолстовцы отметили свои главные праздники. Несмотря на то что станция была образована в ноябре, День посёлка по установившейся традиции мы всегда празднуем вместе с Днём железнодорожника.

В минувшие выходные левтолстовцы отметили свои главные праздники. Несмотря на то что станция была образована в ноябре, День посёлка по установившейся традиции мы всегда празднуем вместе с Днём железнодорожника. Ведь люди именно этой профессии когда-то вдохнули жизнь в наш райцентр, став его первыми жителями

Архив районной газеты содержит много информации и о трудовых свершениях тружеников стальных магистралей, и о том, как они отмечали свой профессиональный праздник.

1955 год

В том году праздник состоялся в воскресенье, 31 июля. Дома и улицы, здания различных учреждений оделись в праздничный наряд плакатов, лозунгов и транспарантов. Субботним вечером в клубе имени Парижской Коммуны состоялось торжественное собрание, на котором выступил с докладом секретарь парткома узла товарищ Губанов. На следующий день официоз уступил место неформальному празднованию. Начались массовые гуляния в лесу, где были организованы спортивные игры, радиослушание, играли духовой оркестр, аккордеоны, баяны, работали буфеты. Такая культурная программа была эталоном проведения праздника долгие годы.

Газета пестрит материалами о трудовых буднях и достижениях железнодорожников: простой паровозов на промывке сокращён на 6%; средняя производительность труда по депо составляет 161%; план перевозок зерна выполнен на 200%; силами работников железнодорожного узла посеяно и обработано вручную около 300 гектаров кукурузы в колхозах района, построено силосных сооружений на 500 тонн, оборудуются в ряде колхозов крытые механизированные тока.

В качестве примеров добросовестного труда – рассказы о тружениках. Это машинисты Кузьмин и Клюев, дежурный по станции Пивоваров, токарь Дымов, стрелочник Холуёв и другие.  «Старший машинист т. Клюев, включившись в социалистическое соревнование за достойную встречу Всесоюзного дня железнодорожника, показывает хорошие результаты в работе. За 25 дней июля он достиг наилучших показателей в депо, провёл 18 тяжеловесных поездов».

О Фёдоре Титовиче Холуёве, отработавшем на железной дороге почти 30 лет, более подробно: «В молодости ему не пришлось учиться в школе. Наукой овладевал самостоятельно. Лучшим учением для него явилась сама жизнь. А вот детям повезло. Все его четыре сына учатся в Ленинградской Академии художеств (об уроженцах посёлка известных художниках Холуёвых когда-то мы рассказывали в нашей газете - прим. ред.) . Надо сказать, что т. Холуёв не сетует на то, что стал железнодорожником, стрелочником. На транспорте стрелочник - небольшой, но важный винтик. От его работы многое зависит. Фёдор Титович к своему делу относится не только со всей ответственностью, но и с большой любовью. Он быстро и бесперебойно обеспечивает продвижение поездов и маневровые работы».

«Подведены итоги социалистического соревнования работников балластного карьера в честь Дня железнодорожника. Семимесячная производственная программа выполнена на 106%. Лучших успехов добились машинисты экскаваторов Н. Мишин, А. Колпиков, Н. Родионов, помощник машиниста М. Копцев и другие».

1967 год

Предпраздничную газету открывает информация о занесении на районную Доску почёта машинистов локомотивного депо Е. Измайлова и А. Евдокимова, главных кондукторов Ф. Белова и В. Еремеева, старшего весовщика Р. Титова, сигналиста централизованных стрелок П. Павлова, машиниста водокачки А. Балабанова, дорожного мастера дистанции пути В. Антохина, путевой рабочей дистанции пути М. Бодрягиной и свальщицы песка силикатного цеха А. Кариковой.

Дальше – интересные зарисовки о людях.

«Прозвучал протяжный гудок локомотива, и пассажирский поезд тронулся с места. И вот уже пассажиры наблюдают за мелькавшими в окнах вагона домами посёлка, станционными постройками. Вдруг состав резко остановился. Машинист паровоза Сергей Семёнович Панфёров буквально в нескольких метрах от паровоза увидел машину на неохраняемом переезде на Троекуровской ветке. Только огромной силой воли он сумел сосредоточиться и вовремя остановить поезд. В этом случае, казалось бы, нет ничего особенного. Он остался даже не зафиксированным ни в одном журнале. Однако говорит он о многом. Прежде всего, о высокой бдительности машиниста, о профессиональном мастерстве Сергея Семёновича. А ведь состав мог бы пойти под откос, погибли бы сотни людей.

В 1939 году окончил Панфёров двухгодичную железнодорожную школу, получил удостоверение на право работать помощником машиниста. Думал, что будет заниматься мирным созидательным трудом. Но чёрные вихри войны налетели на нашу страну. Сергей поступил в военное училище. Окончить его не удалось. Сергей ушёл защищать столицу. Только в 1943 году вновь пришёл он на железную дорогу. В это время не с винтовкой в руках, а за крылом паровоза он был нужен стране.

Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Сергей, тогда ему шёл двадцать первый год, вновь вернулся в свой родной посёлок. Теперь он уже машинист локомотива. До 1957 года водил грузовые поезда, а последние десять лет - пассажирские. Это ответственная работа. И, надо сказать, с ней он справляется отлично. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарности отделения дороги, руководства депо.

А скольким людям дал С.С. Панфёров «путёвку» на локомотив. Одно время в депо ощущалась нехватка помощников машиниста. С.С. Панфёрову и В.П. Малышеву дали задание: срочно подготовить несколько человек для работы на локомотиве. Это указание опытные машинисты выполнили успешно. Буквально месяца через два дружная семья паровозников пополнилась двумя новыми товарищами - Г. Уткиным и М. Крюченковым.

- Этого добились не сразу, - рассказывает Сергей Семёнович. - Ещё раньше мы присматривались к ним, видели, как они тянулись к технике. Чем могли - помогали. А в эти месяцы подготовили их к сдаче экзаменов.

В этом Сергей Семёнович ничего особенного не видит. А ведь немало приложено труда для того, чтобы из Уткина и Крюченкова сделать настоящих паровозников.

Несмотря на то что С.С. Панфёров имеет богатый опыт работы, он постоянно повышает свои знания. В 1965 году окончил курсы машинистов-тепловозников. Не так давно в наше депо пришли новые машины ТЭ-3. Панфёров вместе с другими тепловозниками самостоятельно изучил локомотив».

Среди тружеников стальных магистралей было немало представительниц прекрасной половины населения посёлка.

«…Враг оставлял после себя разрушенные станции, железнодорожные пути. Требовалось срочно их восстановить. Создавались специальные восстановительные отряды. Вот в такой отряд и попала Евдокия Калугина в 1943 году. И прошла она путь вслед за изгоняемым с нашей земли врагом от Москвы до Варшавы, участвуя в восстановлении разрушенного железнодорожного хозяйства. После окончания войны строила железную дорогу на Севере. Привыкла Евдокия Ивановна к железной дороге и поэтому, приехав в родной посёлок, пошла работать на станцию. Работала кладовщиком ФЗУ, диспетчером в балластном карьере, а с 1956 года стала работать стрелочницей. Эту работу она по-настоящему полюбила. От стрелочника всё время требуется большое внимание. Особенно на станции. За свой скромный труд Евдокия Калугина награждена медалью «За трудовое отличие».

А следующий материал с названием «Состав готов» мы просто не могли обойти вниманием. Ведь его автор, в то время начинающий журналист, а затем наш старший наставник и редактор районной газеты Вячеслав Иванников.

«Тяжёлые дни битвы на Орловско-Курской дуге Дмитрий Алексеевич Хохлов отчётливо помнит и сейчас. Сколько техники и живой силы бросил враг на этот важнейший участок фронта. Но мужество советских людей, их неукротимая воля к победе взяли верх над озверелыми полчищами фашистов.

…Много времени прошло с тех пор. Сейчас Дмитрий Алексеевич работает в качестве старшего осмотрщика вагонов. На транспорте он начал работать с 1937 года после окончания ФЗО. Ему пришлось трудиться на станции Узловая слесарем-автоматчиком. После войны его потянуло на родину - в Лев Толстой. Ездил поездным мастером по линиям дистанции пути.

Трудна и ответственна работа осмотрщика вагонов. В дождь и метель, в мороз несут свою почётную службу люди в форменных фуражках. Нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить неисправность в буксах. А количество букс достигает иногда 240 штук.

Тяжеловесный состав растянулся на целый километр. На его осмотр даётся не более 35 минут. Смена Хохлова, применив скоростную обработку вагонов, делает это значительно быстрее. Давно не было брака в его смене. Всё это стало возможным потому, что Дмитрий Алексеевич душой болеет за порученное ему дело. Сейчас его смена держит первое место по пункту технического осмотра вагонов.

Дмитрий Алексеевич - председатель местного комитета вагонников. Местком КПТО проделывает много полезной работы: оказывает содействие рабочим в приобретении квартир, в оказании денежной помощи рабочим и пенсионерам. Местком заботится и о детях рабочих: им предоставляются путёвки в пионерские лагеря.

«Состав к поездке готов!» - докладывает Д.А. Хохлов дежурному по станции. И дежурный спокоен, ведь Дмитрий Алексеевич всегда отвечает за свои слова».

1970 год

Газета продолжает рассказывать о лучших работниках железнодорожного узла: о потомственном железнодорожнике Владимире Баранове, о сигналисте и стрелочнице супругах Минаковых, о машинисте Александре Васильевиче Харламове, прошедшем во время войны Сталинград, Харьков, Румынию, Венгрию, Австрию, и о многих других.

«День и ночь идут поезда по стальным магистралям. Обеспечить их безопасность, высокую скорость продвижения призваны работники дистанции пути. Среди многочисленного коллектива выделяются рабочие первого околотка. В путевом хозяйстве большое место занимают стрелочные переводы. Много сил и труда вкладывает в их образцовое содержание бригада, руководимая В.И. Сысоевым.

Успешно выполняют свои обязательства монтёры пути М.А. Бодрягина, В.М. Гудкова, В.И. Воробьёв.

В ведении околотка - несколько охраняемых железнодорожных переездов. В летний период особо возрастает движение через них автомобильного транспорта. В настоящее время колхозы и совхозы везут хлеб государству. Своевременно пропустить их, обеспечить при этом безопасность - задача первостепенной важности. И с нею дежурные хорошо справляются. Следует особо отметить чёткую работу дежурных по переезду Л.Е. Прониной, А.В. Назаровой. Это опытные работники. Однако от них не отстают и новички. М. Иноземцева совсем недавно пришла работать в дистанцию пути. Но за короткий срок хорошо освоила свои обязанности. Переезд содержит в образцовом состоянии.

Многие работники околотка удостоены высокой чести. За свой скромный труд им присвоено звание ударника коммунистического труда. Старейшая работница М.А. Бодрягина занесена на Доску почёта».

«Как и у всех работников стальных магистралей, Всесоюзный день железнодорожника для строителей НГЧ - большой праздник. Полугодовой план по капитальному строительству коллектив выполнил на 107 процентов. Бригада плотников во главе с Николаем Ивановичем Шишковым ко Дню железнодорожника, намного раньше срока, сделала верх здания складов материального снабжения.

Высоких показателей добивается бригада каменщиков, которую возглавляет Владимир Дмитриевич Суховерхов. Члены её к своему празднику успешно справились с капитальным ремонтом вокзала и других станционных строений».

Более полувека назад районная газета рассказывала не только о том, как самоотверженно трудились железнодорожники тех лет, но и как они умели отдыхать. Директор клуба имени Парижской коммуны Г. Павлова сообщила районке следующее: «Большой праздничный концерт для тружеников нашего железнодорожного узла в день их праздника показали участники художественной самодеятельности районного Дома культуры и клуба имени Парижской коммуны.

На концерте были исполнены популярные песни в честь передовиков железнодорожного узла: осмотрщика вагонов Д.Л. Коновалова, дежурного по станции М.И. Ерёмина и других. Порадовали исполнением номеров Юрий Попов, Лидия Плаксина, Наташа Прокофьева, Валентина Лырщикова и другие самодеятельные артисты».

Возможно, спустя годы журналисты районки будут листать пожелтевшие страницы сегодняшней газеты, чтобы узнать и рассказать читателям, как лев-толстовские железнодорожники трудились и отмечали свой профессиональный праздник в 2022 году. Надеемся, что их интерес будет удовлетворён.

Автор:  Демченко Александр Владимирович

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *