Открывают дверь в мир взрослых
С воспитателем Тамарой Марковой каждая прогулка превращается в увлекательную игру.
С воспитателем Тамарой Марковой каждая прогулка превращается в увлекательную игру. Фото Геннадия Логунова
Малыши такие разные: Рома любит играть с мячом, Дима предпочитает важно о чем-то думать, Саша — «гонять» на машине, а Кристина может всплакнуть, заскучав по маме. За всеми нужен глаз да глаз, а еще доброе сердце и готовые поддержать руки. Такие, как у Тамары Марковой, которая почти полвека трудится воспитателем.
Вот идут они вперевалочку, держась за веревочку, на прогулку. И такое умиление охватывает, глядя на этих двухлетних карапузов, что хочется верить: из них непременно вырастут добрые, честные, порядочные люди. Однако на деле очень многое зависит от воспитания — в семье, в детском саду, в школе.
Воспитать человека
На воспитателях дошкольных учреждений — двойная, тройная ответственность. Ведь они «получают» малышей, которых предстоит учить с азов: твердо ходить, культурно вести себя за столом, самостоятельно одеваться-раздеваться, грамотно говорить. То есть формировать внешний образ человека.
Но еще более сложная задача — воспитать человека внутреннего, нравственного, основы которого тоже закладываются в этом целомудренном возрасте. Учитывая, что в яслях и детсадах дети проводят весь свой «развивающий» день, возвращаясь домой лишь под вечер, где их успевают лишь покормить и спать уложить, главная миссия по формированию «сокровенного человека» принадлежит воспитателям. Чтобы хотя бы частично воздать им должное, в стране с недавних пор учрежден профессиональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников.
Новый виток
Ведь без нянечек, которые сейчас справедливо называются младшими воспитателями, без поваров и прачек, охранников и уборщиц — всего вспомогательного состава — жизнь дошкольного учреждения сложно себе представить.
Побывав в детском саду № 14 Липецка, мы и сами убедились, как там единой командой пестуют и охраняют дошколят, гуляют с ними и утешают, играют и организуют мирное сосуществование ребятишек, еще мало смыслящих в общежитейских правилах и законах.
У Тамары Марковой, несмотря на ее огромный опыт, сейчас особенно сложный период — она набрала новую группу. Под ее водительством двухлетние малыши должны стать здоровыми, развитыми ребятами, хорошо подготовленными к школе. Но Тамаре Степановне не привыкать. Ведь это просто еще один виток в ее трудовой биографии, да и в жизни: первые свои воспитательские навыки получила она еще... в собственном детстве.
В родной семье Тамара была старшей из шестерых детей. Поневоле приходилось помогать маме, Варваре Митрофановне Суриковой, которая работала сельской учительницей в начальной школе Каменной Лубны Лебедянского района.
Династия «волшебников»
Пример матери рано сформировал в ее дочери Тамаре ответственность за «племя младое». Когда другие дети играли в «школу», она реально занималась с младшими братьями и сестрами, с мамиными учениками, которые разлетелись по всей стране, став педагогами и врачами, агрономами и трактористами, военными и рабочими.
После школы Тамара Степановна окончила Лебедянское педучилище и сорок лет отработала в детском саду № 19 города Липецка. А сейчас набрала уже вторую группу в ДОУ № 14. Много внимания всегда уделяла развитию речи дошкольников, в том числе через устное народное творчество, русские сказки.
Не случайно один из французских просветителей утверждал, что воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет этот «волшебник», любит ли он собственную культуру, свою страну, родной язык, зависит и то, чему он научит своих воспитанников.
Проводником в мир взрослых стала и дочь Тамары Степановны Юлия Маркова, продолжательница династии «волшебников». Окончив Елецкий государственный университет, она более 20 лет трудится в системе дошкольного образования.
Маленькая страна
Работать в детском саду сейчас и проще, и сложнее, чем раньше, считает Тамара Маркова. Новые технологии и возможности позволяют проводить интересные и эффективные занятия, вести успешную коррекционно-развивающую работу. Но сложность сегодняшнего дня в том, что у родителей не всегда хватает времени и сил на развитие ребенка. И нередко двух-трехлетний малыш не имеет навыков самообслуживания. Всему научат в детском саду, полагают родители. И там учат.
Детский сад № 14 из тех, где для детей созданы практически идеальные условия. Как, впрочем, и для персонала. При том, что в ведении Надежды Егоровны Дубовых, руководителя этой «маленькой страны», целых четыре корпуса в разных местах сокольского поселка, 22 группы, 700 детей, 136 сотрудников. Помогают управлять всем «хозяйством» современные технические средства — видеокамеры, онлайн-платформы, социальные сети, мессенджеры и так далее. Но в своей работе Надежда Дубовых ориентируется на личное общение, создание сильной команды единомышленников.
Служба на все времена
Дошкольное учреждение под ее руководством на хорошем счету в городе. Только в прошлом году его признавали победителем и призером 15 всевозможных конкурсов и фестивалей. Особая гордость — федеральный грант на реализацию развивающих программ. А всего за пять последних лет ДОУ № 14 вручили около 50 наград. Недавно ему присвоили звание «Детский сад года». Работать в таком учреждении престижно, да и приятно, говорит ветеран труда Тамара Маркова, поскольку воспитатель здесь человек уважаемый.
Вот и в профессиональный праздник дошкольных работников заведующая Надежда Дубовых планирует побывать во всех своих подразделениях с поздравлениями, подарками и даже сюрпризами. А не собираются все вместе не только из-за эпидемии и запрета массовых мероприятий. Просто служба такая: когда самое главное — жизнь и здоровье детей, их безопасность. И праздники здесь скорее состояние души, чем мероприятие. Но и для души нужны приятные эмоции, добрые слова. Сегодня прекрасный повод сказать их воспитателям и всем дошкольным работникам, которые во все времена открывают детям дверь в будущее.
Эмма Меньшикова