Что почитать на выходных: Роман Сенчин, «Петля. Совсем новая проза»

Лауреату премий «Большая книга», «Ясная Поляна» Роману Сенчину принес известность роман «Елтышевы», но сегодня о его рассказах из сборника «Петля.

Данил Пономарев

Цикл реалистичных рассказов на  злобу дня

Лауреату премий «Большая книга», «Ясная Поляна» Роману Сенчину принес известность роман «Елтышевы», но сегодня о его рассказах из сборника «Петля. Совсем новая проза» — актуальных, реалистичных, на злобу дня.

«Сенчин как бы схватывает и фиксирует то, что происходит сегодня в мире и нашей стране, с нашим человеком, — говорит главный библиотекарь ЛОУНБ Ольга Дулина.- Проза Сенчина переносит нас в разные ситуации, которые в том или ином виде встречаются в жизни каждого человека, поэтому размышления писателя могут быть близки любому из нас».

Первый из рассказов — «Немужик» — затрагивает тему «Человек и общество». Главный герой Аркадий родом с Урала, и он не такой, как его окружение. Большинство мужчин этого уральского города работают на заводе, а в Аркадии просыпается интерес к дизайну и психологии. Он добивается успеха, но в другом месте, далеко от родного города. И, несмотря на это, в родной семье его не принимают и не ценят.

«Девушка со струной» — рассказ о том, как девушка выходила музыканта после страшной аварии, когда от него отвернулись все друзья, а он ее бросил. Это очень реалистичная и правдивая история о невзаимной любви, и все-таки любви очень сильной, которая существует, которая спасает. Главная героиня не боится трудностей и на эту вот невзаимность идет с открытыми глазами.

Рассказ «Петля», вынесенный в название сборника, — это повествование о российском оппозиционере, который был вынужден выехать за границу, а потом в Киев. Но оказывается, что за границей он нужен до тех пор, пока осуждает действия правительства нашей страны, а в Киеве вообще с ним происходит удивительная история. Ему сообщают, что на него готовят покушение российские спецслужбы, и необходимо инсценировать его смерть. Герой решается на эту постановку, но в конце понимает, что сцены, разыгранные вокруг него, нужны исключительно для пропаганды. «Украинцам он нужен не для настоящей борьбы, а как мелкая собачка, которая громко лает. Лает, но загрызть не способна». И свободы нет, петля затягивается все туже.

В «Функциях» прозаик показывает, как способен меняться человек в зависимости от того, в какой обстановке он находится, в какой должности состоит и какие функции выполняет. Медсестра в психиатрической клинике — свирепая, жесткая, грубая. Она же, маникюрша в частном салоне, — приветливая, вежливая, добрая.

В «Сюжетах» сталкиваются схоластика и живая жизнь. Знание о Древнем Египте, о череде фараонов, о смене их имен — это формальное знание, оторванное от практики, бесплодное умствование, которому придают слишком много веса. А живая жизнь может запечатлеться в моменте, в порыве, и описать и осмыслить эту жизнь может лишь художник. Блок называл это стихией, и лишь стихии придавал наибольшее значение.

Рассказ «Ты меня помнишь?» — о разных способах проживания жизни. Кто-то долго сидит на одном месте, на одной работе, а кому-то требуется смена впечатлений, эмоции, драйв. Как поется у Цоя: «Они говорят: им нельзя рисковать, потому что у них есть дом, в доме горит свет. И я не знаю точно, кто из нас прав, меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед». И все-таки Цой скорее на стороне свободолюбивых романтиков, а вот героя Сенчина своеобразный жизненный калейдоскоп приводит к горькому ощущению одиночества и ненужности.

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *